БДОУ г. Омска "Детский сад № 276 компенсирующего вида"

Статистика
Зарегистрирована: 29.11.2010

Последнее изменение страницы: 27.10.2012
Поделиться

Проектная деятельность как средство развития экологической грамотности старших дошкольников с нарушением зрения

                                                                                                                                                                                                                                                                           Всё хорошее в людях - из детства!
                                                                                                                                                                                                                                                                       Как истоки добра пробудить?
                                                                                                                                                                                                                                                                                        Прикоснуться к природе всем сердцем:
                                                                                                                                                                                                                                                                         Удивиться, узнать, полюбить!
                                                                                                                                                                                                                                                                                  Мы хотим, чтоб земля расцветала,
                                                                                                                                                                                                                                                                                           И росли, как цветы, малыши,                                                                                                                                                                                                                                                                                                               Чтоб для них экология стала                                                                                                                                                                                                                                                                                               Не наукой, а частью души!

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                            С.  Николаева 

 

Познание мира природы в его живых красках и образах – необходимая составная часть развития эмоционального и духовного опыта каждого ребенка. Его непосредственное взаимодействие с природой развивает сферу чувственного восприятия мира, вызывает эмоциональный отклик в душе.

Практика показала, что работа с детьми, имеющими  нарушения зрения, носит особый характер, так как зрительная патология значительно влияет на развитие всех сфер жизнедеятельности ребенка, в том числе на развитие познавательной деятельности. Уже в раннем возрасте дети с нарушениями зрения сталкиваются с множеством проблем в самообслуживании, игре и обучении. Это связанно с отсутствием полноценного опыта в предметной деятельности и нарушенным восприятием окружающего мира, что особенно важно для успешной социализации в общество нормально видящих сверстников. [3]

Традиционная модель образования обладает весьма ограниченными потенциальными возможностями. Следовательно, необходимы такие педагогические технологии, которые смогли бы решить обозначенные проблемы, не нарушив структуру коррекционного обучения, а лаконично влились в процесс развития  детей с нарушением зрения.

Специалисты различных областей образования все чаще обращаются к методу проектов, основателем которого принято считать Е. Паркхерст  («Дальтон – план, 1919 год, США»). [1]

«Метод учебных проектов» привлек наше внимание тем, что применяя его в совместно организованной деятельности,  в свободное время, ребенок учится нестандартно мыслить, развивается творческая активность, формируются и совершенствуются психические процессы, а также умение выделять конкретные признаки и свойства предметов: их форму, цвет, величину, пространственное расположение, овладевает коммуникативными умениями.

«Метод учебных проектов» доступен в применении, не требует особых материальных затрат и эффективен в обучении старших дошкольников с нарушением зрения экологической компетентности.

Исходя из выше изложенного, нами разработан и апробирован в условиях ДОУ экологический проект «Раз картошка, два картошка, потрудился и за ложку». Участниками проекта стали дети, педагоги и родители подготовительной к школе группы «Аленький цветочек». Определена цель проекта: повышение уровня экологического воспитания через сотворчество ребёнка и взрослого в процессе знакомства и выращивания культурных растений (картофеля) на территории приусадебного участка дошкольного образовательного учреждения.

 Для решения поставленной цели выделены актуальные задачи:

-         изучение методических подходов к формированию педагогической и  информационной грамотности родителей;

-         повышение уровня экологической компетентности детей;

-        повышение эффективности педагогического процесса на основе совместной деятельности всех участников;

-        развитие творческих способностей детей и родителей в совместной деятельности по оформлению выставок и проведению совместных мероприятий;

-        улучшение рефлексии взаимоотношений родителя с ребенком с целью

успешного преодоления нарушений зрительных функций.

Реализация проекта проходила в несколько этапов. На аналитическом и организационном этапе мы изучили специальную литературу и наметили направления работы, составили перспективный план, подготовили развивающую среду помещения группы, с помощью методики "Ранжирование" выявили представления детей о компонентах экологической культуры человека. Подобрали иллюстрации с изображением картофеля в разные вегетационные периоды, собрали видеотеку о посадке, уходе и сортах растения.

Научно-методическую основу нашего исследования составили положения отечественных учёных в области тифлопедагогики (Е.Н. Подколзина) и тифлопсихологии (Л.И. Плаксина).

На практическом этапе для развития коммуникативных навыков дошкольников с нарушением зрения проводили ознакомительные беседы. Для повышения экологической компетенции детей и родителей провели мероприятие «Посиделки», где дети  делились своими знаниями из истории появления картошки в России как культурного растения. Знания приобрели при участии родителей из энциклопедий и интернет ресурсов.

1

Активно включились в работу все участники проекта во время посадки, ухода за картошкой в разные вегетационные периоды,  уборки урожая. 

DSC09717                                 DSC09703

Многие воспитанники с нарушением зрения впервые держали в руках тяпку, лопату, рыхлитель и другие инструменты, необходимые для работы на приусадебном участке.

33                                  3

Для поддержания активного интереса к проекту было разработано развлечение «Волшебная коробка». Дети с помощью сохранных анализаторов пытались определить содержимое коробки. Высказывали свои предположения, спорили. С включением каждого нового анализатора в работу у детей  рождались более интересные версии о содержимом коробки.  

4                                                           44

Также  запомнились детям занятия в «Лаборатории дошкольника».   Они практически научились отделять сок из овощей и фруктов без помощи соковыжималки, йодом определять наличие крахмала в представленных продуктах. С помощью микроскопа рассматривали состав картофеля.  

55                                   5

В рамках реализуемого проекта проводились игры и эстафеты с картошкой на улице. 

66                                      6

При участии родителей  дети создавали мультимедийные презентации на тему: «Любимые семейные рецепты блюд из картофеля». 

Bezymjannyj                                        345533  

Некоторые родители не владеют программами создания презентаций, поэтому Анной Сергеевной дополнительно был организован и проведен мастер-класс на тему «Виды Презентация. Конструктивные возможности программы. Преимущества мультимедийной презентации в работе с родителями в  детском саду компенсирующего вида».

В начале сентября Лидией Семеновной при участии родителей и детей в холле дошкольного учреждения устроена выставка творческих работ из картофеля и овощей «Угадай, чем стала…». На обозрение зрителей были представлены удивительные поделки. Коллектив педагогов группы представил свою работу, чем порадовал, удивил коллег и посетителей.

77                                           7  

На завершающей стадии практического этапа реализации нашего проекта состоялся большой осенний праздник, где были подведены итоги работы, отмечены самые активные участники проекта. Каждая семья получила заслуженную награду. После торжественной части, всех гостей дети пригласили отведать запеченную в кожуре  картошку, которую сами вырастили.

88                                                                    8  

Каждый этап проекта фиксировался в фото и видео материалах, дети выполняли рисунки и составляли схемы последовательности выполнения действий.

 Таким образом, в результате реализации проекта на территории детского сада создана экологически благоприятная среда для выращивания культурных растений; повысился уровень знаний у детей в области  экологии;  экологическая грамотность родителей по теме проекта; положительно изменились взаимоотношения между семьей и дошкольным учреждением. Реализованный проект наглядно продемонстрировал эффективность применения метода проектирования в процессе развития и воспитания детей с нарушением зрения, в условиях дошкольного учреждения компенсирующего вида.

 0