Анализ и результаты освоения «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений 4 вида (для детей с нарушением зр
1. Результаты освоения дошкольниками общеобразовательной программы
В течение 2014 – 2015 уч. года освоение дошкольниками общеобразовательных разделов коррекционной программы под ред. Л.И. Плаксиной осуществлялось как в процессе непосредственно образовательной деятельности, так и в процессе режимных моментов, свободной деятельности на основе тематического планирования с использованием лексических тем. С учетом возрастных особенностей детей с нарушением зрения, смены видов деятельности, чередования сна и бодрствования был составлен режим дня на каждую группу. В течение дня основными формами организации детей были фронтальная, подгрупповая и индивидуальная. Также для детей организовывались конкурсы различного уровня и направленности (интеллектуальные, творческие и т.д.).
Результативность образовательной деятельности дошкольного учреждения определяется на основе освоения детьми образовательных стандартов (минимум образовательного содержания образования), итогов подготовки детей к школе.
Целью мониторинга усвоения детьми ООП во всех возрастных группах является необходимость определения индивидуального образовательного маршрута для каждого ребенка на текущий учебный год с учетом его индивидуальных особенностей и уровня усвоения программы:
• На начало учебного года определяются стартовые возможности каждого ребенка.
• В январе определяется необходимость корректировок индивидуального образовательного маршрута, который был определен на начало года, планируются индивидуальные занятия, определяются более эффективные методы и приемы повышения активности детей в усвоении программы.
• На конец года констатируется уровень развития ребенка, объем его знаний, умений, навыков.
Диагностическое обследование, проводимое воспитателями, позволяет проанализировать динамику развития и усвоения программного материала, определить уровень усвоения программы по всем разделам и во всех возрастных группах, а также оценить состояние образовательного процесса, как в каждой возрастной группе, так и в целом по учреждению.
В связи с постепенным вхождением в детский коллектив Учреждения, учетом возрастных особенностей (мониторинг проводился с детьми старше 3-х лет), соматической ослабленностью (не посещение Учреждения по причине болезни) в мониторинге на начало и конец учебного года приняло разное количество воспитанников с нарушением зрения.
Результаты мониторинга по разделу программы
«Формирование элементарных математических представлений»
Уровень Период |
Высокий |
Средний |
Низкий |
Начало года |
7 % |
42 % |
51 % |
Конец года |
40% |
44% |
16% |
Результаты мониторинга по разделу программы «Изобразительная деятельность»
Рисование
Уровень Период |
Высокий |
Средний |
Низкий |
Начало года (57) |
2 % |
47 % |
51 % |
Конец года (59) |
24 % |
52 % |
24 % |
Лепка
Уровень Период |
Высокий |
Средний |
Низкий |
Начало года |
0 |
39 % |
61 % |
Конец года |
34% |
47% |
19% |
Аппликация
Уровень Период |
Высокий |
Средний |
Низкий |
Начало года |
0 |
55 % |
45 % |
Конец года |
41% |
45% |
14% |
Результаты мониторинга по разделу программы «Игровая деятельность»
Уровень Период |
Высокий |
Средний |
Низкий |
Начало года |
14 % |
35 % |
51 % |
Конец года |
44% |
37% |
19% |
Опираясь на результаты диагностики, можно сказать, что большая часть дошкольников с нарушением зрения усвоили программный материал. В то же время имеется небольшой процент детей, которые испытывают затруднения в обучении. Основное количество таких детей имеют сложные зрительные диагнозы и нуждаются в индивидуальных формах работы, а также дети, у которых большое количество пропусков, связанных с различными заболеваниями, подготовкой к офтальмологическим операциям.
2. Результаты освоения дошкольниками программы по физическому воспитанию
Проблема оздоровления детей является одной из главнейших задач в дошкольном воспитании. В нашем дошкольном учреждении ведется систематическая работа по физическому воспитанию и оздоровлению детей с нарушением зрения.
Дошкольное учреждение в 2014-2015 учебном году посещало 68 детей.
Распределение детей по группам здоровья и физкультурным группам на начало года осуществлялось следующим образом:
Уч.год Группа здоровья |
2012-2013 (64 человека) |
2013 – 2014 (66 человек) |
2014-2015 (68 человек) |
I группа здоровья |
0 |
1 чел. (2 %) |
1 (1%) |
II группа здоровья |
33 чел. (52 %) |
32 чел. (48 %) |
38 (42%) |
III группа здоровья |
23 чел. (36 %) |
25 чел. (38 %) |
20 (45%) |
IV группа здоровья |
8 чел. (12 %) |
8 чел. (12 %) |
9 (12%) |
На протяжении учебного года осуществлялось решение следующих задач:
- охрана жизни и укрепление здоровья детей с нарушением зрения;
- своевременное формирование у воспитанников двигательных умений и навыков;
- развитие физических качеств (ловкости, силы, быстроты, гибкости, выносливости и др.);
- воспитание и развитие интереса к физическим упражнениям и подвижным играм;
- обучение детей осознанно относится к своему здоровью;
- способствовать формированию моральных качеств и волевых черт (смелости, настойчивости, умение управлять своими эмоциями и др.)
Наряду с задачами по физическому воспитанию решались и коррекционные задачи:
- развитие зрительного восприятия;
- ориентировка в пространстве;
- усиление концентрации внимания;
- тренировка мышц глаз;
- развитие мелкой и общей моторики.
Целенаправленная физкультурно-оздоровительная работа осуществлялась на физкультурных занятиях. Данные занятия проводились воспитателями групп три раза в неделю: два занятия в физкультурном зале и одно на территории детского сада. Работа проводилась по «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений 4 вида (для детей с нарушением зрения)»
Вся НООД проводилась с учётом возрастных особенностей и медицинских диагнозов детей. В каждом возрастном периоде, наряду с общими задачами охраны и укрепления здоровья детей, НООД по физической культуре были направлены на преодоление недостатков физического развития детей с нарушением зрения. Занятия по физической культуре проводились по традиционной схеме (вводно-подготовительная часть, основная и заключительная).
Для отслеживания усвоения программного материала проводилось тестирование детей по контрольным заданиям. Обследование детей, которое позволяет отследить особенности моторного развития детей, выявить неравномерность в развитии их двигательных функций, давало возможность определить причины отставания или опережения усвоения программы в условиях дошкольного учреждения.
Мониторинг проводится 2 раза в год (в сентябре и в мае).
Упражнения, используемые при мониторинге:
1. На определение скоростных качеств «Бег на 30 метров со старта».
2. На определение физической работоспособности и скоростной выносливости «Бег на 90 метров со старта».
3. На определение силовой выносливости мышц брюшного пресса «Подъем в сед из положения лежа на спине».
4. На измерение динамической силы мышц нижних конечностей «Прыжок в длину с места».
Результаты мониторинга по разделу программы «Физическая культура»
Уровень Период |
Высокий |
Средний |
Низкий |
Начало года |
0% |
42 % |
58 % |
Конец года |
38% |
46% |
16% |
В конце 2014-2015 учебного года проведён сравнительный анализ освоения воспитанниками программного материала (начало и конец учебного года), который показал положительную динамику физической подготовленности детей.
3. Результаты освоения дошкольниками программы по музыкальному воспитанию
Музыкальное воспитание в Учреждении – это целенаправленный, систематически спланированный процесс, направленный на развитие у воспитанников с нарушением зрения любви к прекрасному, обогащение их духовного мира, на приобщение к музыкальному искусству как эстетического средства формирования и развития личности.
Приобщение к различным видам музыкального искусства проходит на музыкальных занятиях, досугах, праздниках, в самостоятельной музыкальной деятельности. В различных видах музыкальной деятельности детей (слушание музыки, пение, музыкально-ритмические движения, музыкально-игровое, танцевальное, песенное творчество, элементарная игра на детских музыкальных инструментах) реализуются такие задачи музыкального воспитания, как:
• приобщение детей с нарушением зрения к музыкальной культуре;
• воспитание любви и уважения к музыкальному наследию и современной музыке;
• формирование художественного вкуса;
• развитие музыкально-сенсорных способностей.
С целью отслеживания результатов работы по музыкальному воспитанию детей, 2 раза в год проводилось обследование воспитанников по методике О. Радыновой.
Результаты мониторинга по разделу программы «Музыкальное воспитание»
Уровень Период |
Высокий |
Средний |
Низкий |
Начало года |
37 % |
37 % |
26 % |
Конец года |
45% |
35% |
19% |
Опираясь на результаты диагностики, можно сказать, что большая часть дошкольников с нарушением зрения усвоили программный материал по музыкальному воспитанию.
4. Анализ коррекционно-развивающей работы
Коррекционно-развивающая работа с детьми, имеющих нарушение зрения проводилась учителями-дефектологами на основании «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для детей с нарушением зрения) под редакцией Л.И. Плаксиной.
Работа с детьми проводилась по следующим направлениям:
Развитие зрительного восприятия детей;
Ориентировка в пространстве;
Социально-бытовая ориентировка;
Развитие связной речи;
Коррекционная ритмика
Коррекционно-развивающая работа с детьми велась учителями-дефектологами в соответствии с перспективно-методическим планом на основе обследования детей по индивидуальной карте развития ребенка. Занятия проводились подгруппами 5-7 человек и индивидуально.
В начале, середине и в конце учебного года проводилась диагностика уровня развития зрительного восприятия, ориентировки в пространстве, социально-бытовой ориентировки. Итоги диагностики по каждой группе зафиксированы в отчетах учителей-дефектологов за 2014-2015 учебный год.
Общие показатели по каждому разделу коррекционной программы
Раздел «РЗВ»
Уровень Период |
Высокий |
Средний |
Низкий |
Начало года |
26 % |
50 % |
24 % |
Конец года |
42% |
46% |
12% |
Раздел «Ориентировка в пространстве»
Уровень Период |
Высокий |
Средний |
Низкий |
Начало года |
9 % |
53 % |
38 % |
Конец года |
36% |
41% |
23% |
Раздел «Социально-бытовая ориентировка»
Уровень Период |
Высокий |
Средний |
Низкий |
Начало года |
18 % |
45 % |
37 % |
Конец года |
39% |
43% |
18% |
Сравнительный анализ данных показал, что в целом воспитанники освоили коррекционный раздел программы под ред. Л.И. Плаксиной: улучшилась пространственная ориентировка, сформировались зрительные функции, систематизировались знания об окружающей действительности в соответствии с возрастом.
Работа учителя-дефектолога, осуществляющего коррекцию речевого развития, строилась на задачах годового плана работы Учреждения и тематического плана коррекционно-развивающих занятий. Форма организации образовательной деятельности носила фронтальный, групповой и индивидуальный характер. В своей работе учитель-дефектолог использовал информационно-диагностические карты, составленные на каждого ребенка, а также индивидуальные карты развития ребёнка, рассчитанные на весь период пребывания ребенка в детском саду. Результативность работы оценивалась по данным мониторинга, который предполагал выявление уровня сформированности словаря, грамматического строя речи, звукопроизношения, развития связной речи.
Для отслеживания уровня освоения программного материала, в течение 2014-2015 уч.г. проводилась диагностика детей с нарушением зрения по методике О.И. Крупенчук.
Результаты мониторинга по звукопроизношению
Уровень Период |
Высокий |
Средний |
Низкий |
Начало года (57) |
5 чел. (9 %) |
32 чел. (56 %) |
20 чел. (35 %) |
Конец года (57) |
20 чел. (35 %) |
25 чел. (44 %) |
12 чел. (21 %) |
Результаты мониторинга по разделу программы «Развитие речи»
Уровень Период |
Высокий |
Средний |
Низкий |
Начало года |
26 % |
50 % |
24 % |
Конец года |
42% |
43% |
15% |
Сравнительный анализ данных показал, что в целом дети усвоили программный материал по речевому развитию. Однако, необходимо учитывать, что детская речь, в частности звукопроизношение, формируется к 5 годам, вследствие этого даже на конец учебного года, сохраняется процент детей с низким уровнем речевого развития.
Коррекционно-развивающая работа с детьми, имеющих нарушение зрения, также проводилась и музыкальным руководителем в процессе образовательной деятельности по коррекционной ритмике. В процессе музыкально-ритмических упражнений, игр, хороводов и плясок, у детей с нарушением зрения развивалась зрительно-пространственная ориентировка, координация и ритмичность движений, совершенствовалось зрительное восприятие.
Для отслеживания уровня освоения программного материала, в течение 2014-2015 уч.г. проводилась диагностика детей с нарушением зрения.
Результаты мониторинга по разделу программы «Коррекционная ритмика»
Уровень Период |
Высокий |
Средний |
Низкий |
Начало года |
13 % |
36 % |
51 % |
Конец года |
36% |
38% |
25% |
Опираясь на результаты диагностики, можно сказать, что большая часть дошкольников усвоили программный материал по коррекционной ритмике.
В целом, работу специалистов по коррекции имеющихся недостатков у детей с нарушением зрения можно оценить на «хорошо».
В течение учебного года в соответствии с рекомендациями врача-офтальмолога и мед. сестры-ортоптистки, воспитатели групп проводили работу по развитию зрительного восприятия и закреплению результатов аппаратного лечения, которая заключалась в организации специальных лечебных игр и упражнений, физминуток для глаз. С целью отслеживания результатов работы по данному направлению, воспитателями групп был проведен мониторинг.
Результаты мониторинга по коррекционно-развивающей работе педагогов с детьми
Уровень Период |
Высокий |
Средний |
Низкий |
Начало года |
12 % |
50 % |
38 % |
Конец года |
42% |
38% |
20% |
Анализ данных мониторинга показывает положительную динамику в работе по повышению остроты зрения, развитию зрительного восприятия. Несмотря на то, что в течение 2014-2015 учебного года Учреждение посещало 10 детей-инвалидов, результаты коррекционно-развивающей работы можно считать хорошими.