В течение 2017 – 2018 уч. года освоение дошкольниками общеобразовательных разделов коррекционной программы под ред. Л.И. Плаксиной осуществлялось как в процессе непосредственно образовательной деятельности, так и в процессе режимных моментов, свободной деятельности на основе тематического планирования с использованием лексических тем. С учетом возрастных особенностей детей с нарушением зрения, смены видов деятельности, чередования сна и бодрствования был составлен режим дня на каждую группу. В течение дня основными формами организации детей были фронтальная, подгрупповая и индивидуальная. Также для детей организовывались конкурсы различного уровня и направленности (интеллектуальные, творческие и т.д.).
Результативность образовательной деятельности дошкольного учреждения определяется на основе освоения детьми образовательных стандартов (минимум образовательного содержания образования), итогов подготовки детей к школе.
Целью мониторинга усвоения детьми АООП во всех возрастных группах является необходимость определения индивидуального образовательного маршрута для каждого ребенка на текущий учебный год с учетом его индивидуальных особенностей и уровня усвоения программы:
- На начало учебного года определяются стартовые возможности каждого ребенка, имеющего нарушения зрения.
- В январе определяется необходимость корректировок индивидуального образовательного маршрута, который был определен на начало года, планируются индивидуальные занятия, определяются более эффективные методы и приемы повышения активности детей в усвоении программы.
- На конец года констатируется уровень развития ребенка с нарушением зрения, объем его знаний, умений, навыков.
Диагностическое обследование, проводимое воспитателями, позволяет проанализировать динамику развития и усвоения программного материала, определить уровень усвоения программы по всем разделам и во всех возрастных группах, а также оценить состояние образовательного процесса, как в каждой возрастной группе, так и в целом по учреждению.
В связи с постепенным вхождением в детский коллектив Учреждения, учетом возрастных особенностей (мониторинг проводился с детьми старше 3-х лет), соматической ослабленностью (не посещение Учреждения по причине болезни) в мониторинге на начало и конец учебного года приняло разное количество воспитанников с нарушением зрения.
Для проведения психолого-педагогической диагностики педагогами групп и специалистами Учреждения использовались следующие методики:
- Ноткин Н.А., Казтмина Л.И., Бойнонич Н.Н. Контрольные упражнения для тестирования физических качеств. Кравчук А.И. «Оценка основного движений и физических качеств», проба Ромеберга. (со средней возрастной группы)
- Комарова Т.С. Диагностика уровня развития изобразительной деятельности детей.
- Диагностические методики для определения уровня развития зрительного восприятия, ориентировки в пространстве и социально-бытовой ориентировки, разработанные Л.А. Венгером, Н.Н. Поддьяковым, Л.И. Солнцевой, Л.И. Плаксиной.
- Крупенчук О.И. Речевая карта для обследования ребенка дошкольного возраста.
- Радынова О. Диагностика уровня музыкального развития детей дошкольного возраста.
На начало учебного года в Учреждении проходило обучение и коррекционно – восстановительное лечение 68 воспитанников.
В диагностике на гонец учебного года приняли участие 58 воспитанников. Остальные воспитанники по причине болезни, оперативного вмешательства не прошли мониторинг, но с ними будет проведена диагностика, как только дети начнут посещать Учреждение. Результаты на конец года по каждому разделу программы представлены ниже:
Результаты мониторинга по разделу программы
«Формирование элементарных математических представлений»
|
Высокий |
Средний |
Низкий |
Начало года |
2 % (1) |
48 % (26) |
50 % (27) |
Конец года |
33% (19) |
43% (25) |
24% (14) |
Результаты мониторинга по разделу программы «Игровая деятельность»
|
Высокий |
Средний |
Низкий |
Начало года |
18 % (9) |
54 % (27) |
28 % (14) |
Конец года |
45% (22) |
45% (22) |
10% (5) |
Результаты мониторинга по разделу программы «Изобразительная деятельность»
Рисование
|
Высокий |
Средний |
Низкий |
Начало года |
3 % (2) |
53 % (28) |
44 % (24) |
Конец года |
20% (12) |
59% (34) |
21% (12) |
Лепка
|
Высокий |
Средний |
Низкий |
Начало года |
7 % (4) |
39 % (21) |
54 % (29) |
Конец года |
24% (14) |
53% (31) |
23% (13) |
Аппликация
|
Высокий |
Средний |
Низкий |
Начало года |
8 % (1) |
48 % (24) |
44 % (22) |
Конец года |
31% (14) |
50% (23) |
19% (9) |
Примечание: В диагностике не принимали участие дети 1-ой младшей группы, т.к. сформированность данных навыков не предусматривается программными требованиями
Конструирование
|
Высокий |
Средний |
Низкий |
Начало года |
6 % (3) |
52 % (26) |
42 % (21) |
Конец года |
19% (11) |
62% (36) |
19% (11) |
Примечание: В диагностике не принимали участие дети 1-ой младшей группы, т.к. сформированность данных навыков не предусматривается программными требованиями
Опираясь на результаты диагностики, можно сказать, что большая часть дошкольников с нарушением зрения усвоили программный материал. В то же время имеется небольшой процент детей, которые испытывают затруднения в обучении. Основное количество таких детей имеют сложные зрительные диагнозы и нуждаются в индивидуальных формах работы, а также дети, у которых большое количество пропусков, связанных с различными заболеваниями, подготовкой к офтальмологическим операциям.
- Результаты освоения дошкольниками программы по физическому воспитанию
Проблема оздоровления детей является одной из главнейших задач в дошкольном воспитании. В нашем дошкольном учреждении ведется систематическая работа по физическому воспитанию и оздоровлению детей с нарушением зрения.
Дошкольное учреждение в 2017-2018 учебном году посещало 68 детей.
Распределение детей по группам здоровья и физкультурным группам на начало года осуществлялось следующим образом:
Уч.год
Группа здоровья |
2013-2014 (66 человека) |
2014 – 2015 (68 человек) |
2015-2016 (68 человек) |
2016-2017 (68 человек) |
2017-2018 (68 человек) |
I группа здоровья |
0 |
1 чел. (2 %) |
1 (1%) |
1 (2%) |
1 (1%) |
II группа здоровья |
33 чел. (52 %) |
32 чел. (48 %) |
38 (42%) |
24 (35%) |
25 (37%) |
III группа здоровья |
23 чел. (36 %) |
25 чел. (38 %) |
20 (45%) |
39 (57%) |
37 (55%) |
IV группа здоровья |
8 чел. (12 %) |
8 чел. (12 %) |
9 (12%) |
4 (6%) |
4 (6%) |
V группа здоровья |
0 |
0 |
0 |
0 |
1(1%) |
На протяжении учебного года осуществлялось решение следующих задач:
- охрана жизни и укрепление здоровья детей с нарушением зрения;
- своевременное формирование у воспитанников двигательных умений и навыков;
- развитие физических качеств (ловкости, силы, быстроты, гибкости, выносливости и др.);
- воспитание и развитие интереса к физическим упражнениям и подвижным играм;
- обучение детей осознанно относится к своему здоровью;
- способствовать формированию моральных качеств и волевых черт (смелости, настойчивости, умение управлять своими эмоциями и др.)
Наряду с задачами по физическому воспитанию решались и коррекционные задачи:
- развитие зрительного восприятия;
- ориентировка в пространстве;
- усиление концентрации внимания;
- тренировка мышц глаз;
- развитие мелкой и общей моторики.
Целенаправленная физкультурно-оздоровительная работа осуществлялась на физкультурных занятиях. Данные занятия проводились инструктором по физической культуре в 1 – ой младшей группе совместно с воспитателями группы, а во всех возрастных группах: три раза в неделю: все три занятия проводились во 2- ой младшей группе и средней группе в Учреждении, в старшей и подготовительной группах два занятия в физкультурном зале и одно на территории Учреждения. Работа проводилась с учетом офтальмологических требований для детей с нарушением зрения.
Вся образовательная деятельность проводилась с учётом возрастных особенностей и медицинских диагнозов детей. В каждом возрастном периоде, наряду с общими задачами охраны и укрепления здоровья детей, образовательная деятельность по физической культуре была направлена на преодоление недостатков физического развития детей с нарушением зрения. Занятия по физической культуре проводились по традиционной схеме (вводно-подготовительная часть, основная и заключительная).
Для отслеживания усвоения программного материала проводился мониторинг детей по контрольным заданиям. Обследование детей, которое позволяет отследить особенности моторного развития детей, выявить неравномерность в развитии их двигательных функций, давало возможность определить причины отставания или опережения усвоения программы в условиях дошкольного учреждения.
Мониторинг проводится 2 раза в год (в сентябре и в мае). В январе проводится промежуточный мониторинг для детей, находящихся на индивидуальном образовательном маршруте.
Упражнения, используемые при мониторинге:
- На определение скоростных качеств «Бег на 30 метров со старта».
- На определение физической работоспособности и скоростной выносливости «Бег на 90 метров со старта».
- На определение силовой выносливости мышц брюшного пресса «Подъем в сед из положения лежа на спине».
- На измерение динамической силы мышц нижних конечностей «Прыжок в длину с места».
Результаты мониторинга по разделу программы «Физическая культура»
|
Высокий |
Средний |
Низкий |
Начало года |
8 % (4) |
58 % (32) |
34 % (18) |
Конец года |
39% (23) |
47% (28) |
14% (7) |
В конце 2016-2017 учебного года проведён сравнительный анализ освоения воспитанниками программного материала (начало и конец учебного года), который показал положительную динамику физической подготовленности детей.
- Результаты освоения дошкольниками программы по музыкальному воспитанию
Музыкальное воспитание в Учреждении – это целенаправленный, систематически спланированный процесс, направленный на развитие у воспитанников с нарушением зрения любви к прекрасному, обогащение их духовного мира, на приобщение к музыкальному искусству как эстетического средства формирования и развития личности.
Приобщение к различным видам музыкального искусства проходит на музыкальных занятиях, досугах, праздниках, в самостоятельной музыкальной деятельности. В различных видах музыкальной деятельности детей (слушание музыки, пение, музыкально-ритмические движения, музыкально-игровое, танцевальное, песенное творчество, элементарная игра на детских музыкальных инструментах) реализуются такие задачи музыкального воспитания, как:
- приобщение детей с нарушением зрения к музыкальной культуре;
- воспитание любви и уважения к музыкальному наследию и современной музыке;
- формирование художественного вкуса;
- развитие музыкально-сенсорных способностей.
С целью отслеживания результатов работы по музыкальному воспитанию детей, 2 раза в год проводилось обследование воспитанников по методике О. Радыновой.
Результаты мониторинга по разделу программы «Музыкальное воспитание»
Уровень Период |
Высокий |
Средний |
Низкий |
Начало года |
19 -30 % |
25- 40 % |
18-30 % |
Конец года |
26-45% |
21-36% |
11-19% |
Опираясь на результаты диагностики, можно сказать, что большая часть дошкольников с нарушением зрения усвоили программный материал по музыкальному воспитанию.
- Анализ коррекционно-развивающей работы
Коррекционно-развивающая работа с детьми, имеющих нарушение зрения проводилась учителями-дефектологами на основании «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для детей с нарушением зрения) под редакцией Л.И. Плаксиной.
Работа с детьми проводилась по следующим направлениям:
- Развитие зрительного восприятия детей;
- Ориентировка в пространстве;
- Социально-бытовая ориентировка;
- Развитие связной речи;
- Коррекционная ритмика
Коррекционно-развивающая работа с детьми велась учителями-дефектологами в соответствии с перспективно-методическим планом на основе обследования детей по индивидуальной карте развития ребенка. Занятия проводились подгруппами 5-7 человек и индивидуально.
В начале, середине и в конце учебного года проводилась диагностика уровня развития зрительного восприятия, ориентировки в пространстве, социально-бытовой ориентировки. Итоги диагностики по каждой группе зафиксированы в отчетах учителей-дефектологов за 2016-2017 учебный год.
Общие показатели по каждому разделу коррекционной программы
Раздел «РЗВ»
Уровень Период |
Высокий |
Средний |
Низкий |
Начало года |
13% (8) |
43% (27) |
44% (28) |
Конец года |
49% (29) |
49% (29) |
2% (1) |
Примечание: В диагностике речевого развития приняли участие дети в возрасте от 3-х лет
Раздел «Ориентировка в пространстве»
Уровень Период |
Высокий |
Средний |
Низкий |
Начало года |
15% (10) |
23% (14) |
62% (39) |
Конец года |
30% (18) |
58% (34) |
12% (7) |
Примечание: В диагностике приняли участие дети в возрасте от 3-х лет
Раздел «Социально-бытовая ориентировка»
Уровень Период |
Высокий |
Средний |
Низкий |
Начало года |
15% (10) |
43% (27) |
41% (26) |
Конец года |
58% (34) |
41% (24) |
1% (1) |
Примечание: В диагностике приняли участие дети в возрасте от 3-х лет
Сравнительный анализ данных показал, что в целом воспитанники освоили коррекционный раздел программы под ред. Л.И. Плаксиной: улучшилась пространственная ориентировка, сформировались зрительные функции, систематизировались знания об окружающей действительности в соответствии с возрастом.
- Анализ работы по развитию речи
Работа учителя-логопеда, осуществляющего коррекцию речевого развития, строилась на задачах годового плана работы Учреждения и тематического плана коррекционно-развивающих занятий. Форма организации образовательной деятельности носила фронтальный, групповой и индивидуальный характер. В своей работе учитель-логопед использовал информационно-диагностические карты, составленные на каждого ребенка, а также индивидуальные карты развития ребёнка, рассчитанные на весь период пребывания ребенка в детском саду. Результативность работы оценивалась по данным мониторинга, который предполагал выявление уровня сформированности словаря, грамматического строя речи, звукопроизношения, развития связной речи.
Для отслеживания уровня освоения программного материала, в течение 2016-2017 уч.г. проводилась диагностика детей с нарушением зрения по методике О.И. Крупенчук.
|
Высокий |
Средний |
Низкий |
Начало года |
23 % (11) |
54 % (25) |
23 % (11) |
Конец года |
43% (23) |
54% (29) |
3% (2) |
Примечание: В диагностике речевого развития приняли участие дети в возрасте от 3-х лет
Сравнительный анализ данных показал, что в целом дети усвоили программный материал по речевому развитию. Однако, необходимо учитывать, что детская речь, в частности звукопроизношение, формируется к 5 годам, вследствие этого даже на конец учебного года, сохраняется процент детей с низким уровнем речевого развития.
Коррекционно-развивающая работа с детьми, имеющих нарушение зрения, также проводилась и музыкальным руководителем в процессе образовательной деятельности по коррекционной ритмике. В процессе музыкально-ритмических упражнений, игр, хороводов и плясок, у детей с нарушением зрения развивалась зрительно-пространственная ориентировка, координация и ритмичность движений, совершенствовалось зрительное восприятие.
Для отслеживания уровня освоения программного материала, в течение 2016-2017 уч.г. проводилась диагностика детей с нарушением зрения.
Результаты мониторинга по разделу программы «Коррекционная ритмика»
Уровень Период |
Высокий |
Средний |
Низкий |
Начало года |
23-41 % |
20-36 % |
13-23 % |
Конец года |
14-32% |
18-40% |
13-28% |
Опираясь на результаты диагностики, можно сказать, что большая часть дошкольников усвоили программный материал по коррекционной ритмике.
В целом, работу специалистов по коррекции имеющихся недостатков у детей с нарушением зрения можно оценить на «хорошо».
В течение учебного года в соответствии с рекомендациями врача-офтальмолога и мед. сестры-ортоптистки, воспитатели групп проводили работу по развитию зрительного восприятия и закреплению результатов аппаратного лечения, которая заключалась в организации специальных лечебных игр и упражнений, физминуток для глаз. С целью отслеживания результатов работы по данному направлению, воспитателями групп был проведен мониторинг.
Результаты мониторинга по коррекционно-развивающей работе педагогов с детьми
|
Высокий |
Средний |
Низкий |
Начало года |
0 % |
65 % (35) |
35 % (19) |
Конец года |
36% (21) |
50% (29) |
14% (8) |
Примечание: В диагностике не принимали участие дети 1-ой младшей группы, т.к. сформированность данных навыков не предусматривается программными требованиями
Анализ данных мониторинга показывает положительную динамику в работе по повышению остроты зрения, развитию зрительного восприятия. Несмотря на то, что в течение 2016-2017 учебного года Учреждение посещало детей-инвалидов, результаты коррекционно-развивающей работы можно считать хорошими.