БДОУ г. Омска "Детский сад № 276 компенсирующего вида"

г. Омск, ул. Анатолия Маркова, 3,
  тел./факс 45-36-56, тел. 45-36-57

Мы в социальных сетях: https://vk.com/omskdetsad276

Оставить отзыв

 
Служба поддержки
Мэр города Омска
Год семьи
я - родитель
Навигатор
Омский образ. портал
Статистика
Зарегистрирована: 29.11.2010

Последнее изменение страницы: 30.10.2018
Поделиться
Всероссийский опрос

В течение 2017 – 2018  уч. года освоение дошкольниками общеобразовательных разделов коррекционной программы под ред. Л.И. Плаксиной осуществлялось как в процессе непосредственно образовательной деятельности, так и в процессе режимных моментов, свободной деятельности на основе тематического планирования с использованием лексических тем. С учетом возрастных особенностей детей с нарушением зрения, смены видов деятельности, чередования сна и бодрствования был составлен режим дня на каждую группу. В течение дня основными формами организации детей были фронтальная, подгрупповая и индивидуальная. Также для детей организовывались конкурсы различного уровня и направленности (интеллектуальные, творческие и т.д.). 

Результативность образовательной деятельности дошкольного учреждения определяется на основе освоения детьми образовательных стандартов (минимум образовательного содержания образования), итогов подготовки детей к школе.

Целью мониторинга усвоения детьми АООП во всех возрастных группах является необходимость определения индивидуального образовательного маршрута для каждого ребенка на текущий учебный год с учетом его индивидуальных особенностей и уровня усвоения программы:

  • На начало учебного года определяются стартовые возможности каждого ребенка, имеющего нарушения зрения.
  • В январе определяется необходимость корректировок индивидуального образовательного маршрута, который был определен на начало года, планируются индивидуальные занятия, определяются более эффективные методы и приемы повышения активности детей в усвоении программы.
  • На конец года констатируется уровень развития ребенка с нарушением зрения, объем его знаний, умений, навыков.

Диагностическое обследование, проводимое воспитателями, позволяет проанализировать динамику развития и усвоения программного материала, определить  уровень усвоения программы по всем разделам и во всех возрастных группах, а также оценить состояние образовательного процесса, как в каждой возрастной группе, так и в целом по учреждению.

В связи с постепенным вхождением в детский коллектив Учреждения, учетом возрастных особенностей (мониторинг проводился с детьми старше 3-х лет), соматической ослабленностью (не посещение Учреждения по причине болезни) в мониторинге на начало и конец учебного года приняло разное количество воспитанников с нарушением зрения.

Для проведения психолого-педагогической диагностики педагогами групп и специалистами Учреждения использовались следующие методики:

  1. Ноткин Н.А., Казтмина Л.И., Бойнонич Н.Н. Контрольные упражнения для тестирования физических качеств. Кравчук А.И. «Оценка основного движений и физических качеств», проба Ромеберга. (со средней возрастной группы)
  2. Комарова Т.С. Диагностика уровня развития изобразительной деятельности детей.
  3. Диагностические методики для определения уровня развития зрительного восприятия, ориентировки в пространстве и социально-бытовой ориентировки, разработанные Л.А. Венгером, Н.Н. Поддьяковым, Л.И. Солнцевой, Л.И. Плаксиной.
  4. Крупенчук О.И. Речевая карта для обследования ребенка дошкольного возраста.
  5. Радынова О. Диагностика уровня музыкального развития детей дошкольного возраста.

На начало учебного года в Учреждении проходило обучение и коррекционно – восстановительное лечение 68 воспитанников.

В диагностике на гонец учебного года приняли участие 58 воспитанников. Остальные воспитанники по причине болезни, оперативного вмешательства не прошли мониторинг, но с ними будет проведена диагностика, как только дети начнут посещать Учреждение.  Результаты на конец года по каждому разделу программы представлены ниже:

Результаты мониторинга по разделу программы

«Формирование элементарных математических представлений»

 

Высокий

Средний

Низкий

Начало года

2 % (1)

48 % (26)

50 % (27)

Конец года

33% (19)

43% (25)

24% (14)

Результаты мониторинга по разделу программы «Игровая деятельность»

 

Высокий

Средний

Низкий

Начало года

18 % (9)

54 % (27)

28 % (14)

Конец года

45% (22)

45% (22)

10% (5)

Результаты мониторинга по разделу программы «Изобразительная деятельность»

Рисование

 

Высокий

Средний

Низкий

Начало года

3 % (2)

53 % (28)

44 % (24)

Конец года

20% (12)

59% (34)

21% (12)

Лепка 

 

Высокий

Средний

Низкий

Начало года

7 % (4)

39 % (21)

54 % (29)

Конец года

24% (14)

53% (31)

23% (13)

Аппликация 

 

Высокий

Средний

Низкий

Начало года

8 % (1)

48 % (24)

44 % (22)

Конец года

31% (14)

50% (23)

19% (9)

Примечание: В диагностике не принимали участие дети 1-ой младшей группы, т.к. сформированность данных навыков не предусматривается программными требованиями

Конструирование

 

Высокий

Средний

Низкий

Начало года

6 % (3)

52 % (26)

42 % (21)

Конец года

19% (11)

62% (36)

19% (11)

Примечание: В диагностике не принимали участие дети 1-ой младшей группы, т.к. сформированность данных навыков не предусматривается программными требованиями

Опираясь на результаты диагностики, можно сказать, что большая часть дошкольников с нарушением зрения усвоили программный материал. В то же время имеется небольшой процент детей, которые испытывают затруднения в обучении. Основное количество таких детей имеют сложные зрительные диагнозы и нуждаются в индивидуальных формах работы, а также дети, у которых большое количество пропусков, связанных с различными заболеваниями, подготовкой к офтальмологическим операциям.

  1. Результаты освоения дошкольниками программы по физическому воспитанию

Проблема оздоровления детей является одной из главнейших задач в дошкольном воспитании. В нашем дошкольном учреждении ведется систематическая работа по физическому воспитанию и оздоровлению детей с нарушением зрения.

Дошкольное учреждение в 2017-2018 учебном году посещало 68 детей.

Распределение детей по группам здоровья и физкультурным группам на начало года осуществлялось следующим образом:

Уч.год

 

 

Группа здоровья

2013-2014

(66 человека)

2014 – 2015

(68 человек)

2015-2016

(68 человек)

2016-2017

(68 человек)

2017-2018

(68 человек)

I группа здоровья

0

1 чел. (2 %)

1 (1%)

1 (2%)

1 (1%)

II группа здоровья

33 чел. (52 %)

32 чел. (48 %)

38 (42%)

24 (35%)

25 (37%)

III группа здоровья

23 чел. (36 %)

25 чел. (38 %)

20 (45%)

39 (57%)

37 (55%)

IV группа здоровья

8 чел. (12 %)

8 чел. (12 %)

9 (12%)

4 (6%)

4 (6%)

V группа здоровья

0

0

0

0

1(1%)

На протяжении учебного года осуществлялось решение следующих задач:

- охрана жизни и укрепление здоровья  детей с нарушением зрения;

- своевременное формирование у воспитанников двигательных умений и навыков;

- развитие  физических качеств (ловкости,  силы, быстроты, гибкости, выносливости и др.);

- воспитание и развитие интереса к физическим упражнениям и подвижным играм;

- обучение детей осознанно относится к своему здоровью;

- способствовать формированию моральных качеств и волевых черт (смелости, настойчивости, умение управлять своими эмоциями и др.)

Наряду с задачами по физическому воспитанию решались и коррекционные задачи:

- развитие зрительного восприятия;

- ориентировка в пространстве;

- усиление концентрации внимания;

- тренировка мышц глаз;

-  развитие мелкой и общей моторики.

Целенаправленная физкультурно-оздоровительная работа осуществлялась на физкультурных занятиях. Данные занятия проводились инструктором по физической культуре в 1 – ой младшей группе совместно с воспитателями группы, а   во всех возрастных группах: три раза в неделю: все три занятия проводились во 2- ой младшей группе и средней группе в Учреждении, в старшей и подготовительной группах  два занятия в физкультурном зале и одно на территории Учреждения. Работа проводилась с учетом офтальмологических требований для детей с нарушением зрения.

Вся образовательная деятельность проводилась с учётом возрастных особенностей и медицинских диагнозов детей. В каждом возрастном периоде, наряду с общими задачами охраны и укрепления здоровья детей, образовательная деятельность по физической культуре была направлена на преодоление недостатков физического развития детей с нарушением зрения. Занятия по физической культуре проводились по традиционной схеме  (вводно-подготовительная часть, основная и заключительная).

Для отслеживания усвоения  программного материала  проводился мониторинг детей по контрольным заданиям. Обследование детей, которое позволяет отследить особенности моторного развития детей, выявить неравномерность в развитии их двигательных функций, давало возможность определить причины отставания или опережения усвоения программы в условиях дошкольного учреждения.

Мониторинг проводится 2 раза в год (в сентябре и в мае). В январе проводится промежуточный мониторинг для детей, находящихся на индивидуальном образовательном маршруте.

Упражнения, используемые при мониторинге:

  1. На определение скоростных качеств «Бег на 30 метров со старта».
  2. На определение физической работоспособности и скоростной выносливости «Бег на 90 метров со старта».
  3. На определение силовой выносливости мышц брюшного пресса «Подъем в сед из положения лежа на спине».
  4. На измерение динамической силы мышц нижних конечностей «Прыжок в длину с места».

Результаты мониторинга по разделу программы «Физическая культура»

 

Высокий

Средний

Низкий

Начало года

8 % (4)

58 % (32)

34 % (18)

Конец года

39% (23)

47% (28)

14% (7)

В конце 2016-2017  учебного года проведён сравнительный анализ освоения воспитанниками программного материала (начало и конец учебного года), который показал положительную динамику физической подготовленности детей.

  1. Результаты освоения дошкольниками программы по музыкальному воспитанию

Музыкальное воспитание в Учреждении – это целенаправленный, систематически спланированный процесс, направленный на развитие у воспитанников с нарушением зрения любви к прекрасному, обогащение их духовного мира, на приобщение к музыкальному искусству как эстетического средства формирования и развития личности.

Приобщение к различным видам музыкального искусства проходит на музыкальных занятиях, досугах, праздниках, в самостоятельной музыкальной деятельности. В различных видах музыкальной деятельности детей (слушание музыки, пение, музыкально-ритмические движения, музыкально-игровое, танцевальное, песенное творчество, элементарная игра на детских музыкальных инструментах) реализуются такие задачи музыкального воспитания, как:

  • приобщение детей с нарушением зрения к музыкальной культуре;
  • воспитание любви и уважения к музыкальному наследию и современной музыке;
  • формирование художественного вкуса;
  • развитие музыкально-сенсорных способностей.

С целью отслеживания результатов работы по музыкальному воспитанию детей, 2 раза в год проводилось обследование воспитанников по методике О. Радыновой.

Результаты мониторинга по разделу программы «Музыкальное воспитание»

             Уровень

Период

Высокий

Средний

Низкий

Начало года

19 -30 %

25- 40 %

18-30 %

Конец года

26-45%

21-36%

11-19%

Опираясь на результаты диагностики, можно сказать, что большая часть дошкольников с нарушением зрения усвоили программный материал по музыкальному воспитанию.

  1. Анализ коррекционно-развивающей работы

Коррекционно-развивающая работа с детьми, имеющих нарушение зрения проводилась учителями-дефектологами на основании  «Программы специальных (коррекционных)  образовательных учреждений IV вида (для детей с нарушением зрения) под редакцией Л.И. Плаксиной.

Работа с детьми проводилась по следующим направлениям:

  • Развитие зрительного восприятия детей;
  • Ориентировка в пространстве;
  • Социально-бытовая ориентировка;
  • Развитие связной речи;
  • Коррекционная ритмика

Коррекционно-развивающая работа с детьми велась учителями-дефектологами в соответствии с перспективно-методическим планом на основе обследования детей по индивидуальной карте развития ребенка. Занятия проводились подгруппами 5-7 человек и индивидуально.

В начале, середине и в конце учебного года проводилась диагностика уровня развития зрительного восприятия, ориентировки в пространстве, социально-бытовой ориентировки. Итоги диагностики по каждой группе зафиксированы в отчетах учителей-дефектологов за 2016-2017 учебный год.

Общие показатели по каждому разделу коррекционной программы 

Раздел «РЗВ»

Уровень

Период

Высокий

Средний

Низкий

Начало года

13% (8)

43% (27)

44% (28)

Конец года

49% (29)

49% (29)

2%  (1)

 Примечание: В диагностике речевого развития приняли участие дети в возрасте от 3-х лет

Раздел «Ориентировка в пространстве»

Уровень

Период

Высокий

Средний

Низкий

Начало года

15% (10)

23% (14)

62% (39)

Конец года

30% (18)

58% (34)

12% (7)

 

Примечание: В диагностике приняли участие дети в возрасте от 3-х лет

Раздел «Социально-бытовая ориентировка»

Уровень

Период

Высокий

Средний

Низкий

Начало года

15% (10)

43% (27)

41% (26)

Конец года

58% (34)

41% (24)

1%  (1)

 

Примечание: В диагностике приняли участие дети в возрасте от 3-х лет

Сравнительный анализ данных показал, что в целом воспитанники освоили коррекционный раздел программы под ред. Л.И. Плаксиной: улучшилась пространственная ориентировка, сформировались зрительные функции, систематизировались знания об окружающей действительности в соответствии с возрастом.

  1. Анализ работы по развитию речи

Работа учителя-логопеда, осуществляющего коррекцию речевого развития, строилась на задачах годового плана работы Учреждения и тематического плана коррекционно-развивающих занятий. Форма организации образовательной деятельности носила фронтальный, групповой и индивидуальный характер. В своей работе учитель-логопед  использовал информационно-диагностические карты, составленные на каждого ребенка, а также индивидуальные карты развития ребёнка, рассчитанные на весь период пребывания ребенка в детском саду. Результативность работы оценивалась по данным мониторинга, который предполагал выявление уровня сформированности словаря, грамматического строя речи, звукопроизношения, развития связной речи.

Для отслеживания уровня освоения программного материала, в течение 2016-2017 уч.г. проводилась диагностика детей с нарушением зрения по методике О.И. Крупенчук.

 

Высокий

Средний

Низкий

Начало года

 23 % (11)

54 % (25)

23 % (11)

Конец года

43% (23)

54% (29)

3% (2)

Примечание: В диагностике речевого развития приняли участие дети в возрасте от 3-х лет

Сравнительный анализ данных показал, что в целом дети усвоили программный материал по речевому развитию. Однако, необходимо учитывать, что детская речь, в частности звукопроизношение, формируется к 5 годам, вследствие этого даже на конец учебного года, сохраняется процент детей с низким уровнем речевого развития.

Коррекционно-развивающая работа с детьми, имеющих нарушение зрения, также проводилась и музыкальным руководителем в процессе образовательной деятельности по коррекционной ритмике. В процессе музыкально-ритмических упражнений, игр, хороводов и плясок, у детей с нарушением зрения развивалась зрительно-пространственная ориентировка, координация и ритмичность движений, совершенствовалось зрительное восприятие.

Для отслеживания уровня освоения программного материала, в течение 2016-2017 уч.г. проводилась диагностика детей с нарушением зрения.

Результаты мониторинга по разделу программы «Коррекционная ритмика»

Уровень

Период

Высокий

Средний

Низкий

Начало года

23-41 %

20-36 %

13-23 %

Конец года

14-32%

18-40%

13-28%

Опираясь на результаты диагностики, можно сказать, что большая часть дошкольников усвоили программный материал по коррекционной ритмике.

В целом, работу специалистов по коррекции имеющихся недостатков у детей с нарушением зрения можно оценить на «хорошо».

В течение учебного года в соответствии с рекомендациями врача-офтальмолога и мед. сестры-ортоптистки, воспитатели групп проводили работу по развитию зрительного восприятия и закреплению результатов аппаратного лечения, которая заключалась в организации специальных лечебных игр и упражнений, физминуток для глаз. С целью отслеживания результатов работы по данному направлению, воспитателями групп был проведен мониторинг.

Результаты мониторинга по коррекционно-развивающей работе педагогов с детьми

 

Высокий

Средний

Низкий

Начало года

0 %

65 % (35)

35 % (19)

Конец года

36% (21)

50% (29)

14% (8)

Примечание: В диагностике не принимали участие дети 1-ой младшей группы, т.к. сформированность данных навыков не предусматривается программными требованиями

Анализ данных мониторинга показывает положительную динамику в работе по повышению остроты зрения, развитию зрительного восприятия. Несмотря на то, что в течение 2016-2017 учебного года Учреждение посещало  детей-инвалидов, результаты коррекционно-развивающей работы можно считать хорошими.

 

      nac-proekt_kou_ashi-17_banner (1)  PHOTO-2022-05-18-08-02-09     служба (1)
 

Анкета для родителей