БДОУ г. Омска "Детский сад № 276 компенсирующего вида"

г. Омск, ул. Анатолия Маркова, 3,
  тел./факс 45-36-56, тел. 45-36-57

Мы в социальных сетях: https://vk.com/omskdetsad276

Оставить отзыв

 
Работа сайта ограничена. Недостаточно средств на аккаунте. Если вы администратор этой компании, то вам необходимо пополнить баланс вашего аккаунта, либо звоните по тел. +7 (3812) 37-67-37, 37-64-37 в наш офис.
Всероссийский опрос

 

Согласно Федеральному закону от 29.12.2012 N 273-ФЗ  "Об образовании в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2020)

Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья - физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий.

Категория воспитанников, сопровождением которых  занимается наше Учреждение - дети, имеющие нарушение зрения, а именно косоглазие и амблиопию.

Зрение - это способность ощущать и воспринимать окружающую действительность посредством зрительного анализатора. При нарушениях зрительного анализатора снижается способность видеть.

Что такое совсем не видеть представить достаточно легко  - нужно просто закрыть глаза. Давайте, с вами попробуем! Закрыв глаза, вы на время станете «слепым со светоощущением», так как сможете определить, например, включен или выключен в помещении свет.

Нарушение зрительных функций сказывается на познавательном и личностном развитии детей. Социальный опыт детей ограничен из-за имеющихся зрительных нарушений.

Чтобы понять, как ощущают себя дети с ограниченными возможностями здоровья и как им необходима наша поддержка, я хочу рассказать вам историю о мальчике Анатоле и его маленькой кастрюльке, которая …..(пауза) А впрочем, вы сами все поймете. Внимание на экран.

Анатоль постоянно таскает за собой кастрюльку. Это получилось как то само собой. Неизвестно по какой причине. Из-за этой кастрюльки Анатоль отличается от других детей.

Ему нужно много ласки, иногда это не очень удобно для окружающих людей

Он очень чувствительный и одаренный ребенок, у него много достоинств

Но часто люди обращают внимание только на его кастрюльку

Им кажется это странным, они сторонятся Анатоля

К тому же кастрюлька создает ему немало проблем. Не многие отдают себе отчет на сколько трудно Анатолю

Анатолю хотелось бы избавиться от кастрюльки, но это невозможно. Кастрюлька всегда с ним ничего не поделаешь

Однажды ему это надоело, и он решил спрятаться. И прятался он долго. Люди о нем забыли. И перестали к нему обращаться

По счастью жизнь преподносит сюрпризы и вокруг нас есть удивительные люди. Встреча с одним таким человеком меняет жизнь.

И именно такими людьми являются педагоги.

Какова наша задача как педагогов при работе с детьми с ОВЗ? 

Формирование социокультурной среды, открывающей возможности для позитивной социализации воспитанников, развитие компенсаторных возможностей с раннего детства.

 Основной целью деятельности нашего Учреждения является развитие инициативы и творческих способностей воспитанников, сохранение и укрепление их здоровья, успешная социализация, интеграция детей с нарушением зрения, в общество нормально видящих сверстников.

Наше Учреждение последние годы активно в своей работе использует метод проектов - проектной деятельности.

“Проект” – это метод педагогически организованного освоения ребёнком окружающей среды в процессе поэтапной и заранее спланированной практической деятельности по достижению намеченных целей.

Метод проектов - система обучения, при которой учащиеся приобретают знания и умения в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий — проектов. (Российская педагогическая энциклопедия)

Применительно к детскому саду проект – это специально организованный педагогом и самостоятельно выполняемый воспитанниками комплекс действий, направленных на разрешение проблемной ситуации и завершающихся созданием творческого продукта.

В основе проекта лежит проблема, для её решения необходим исследовательский поиск в различных направлениях, результаты которого обобщаются и объединяются в одно целое.

Проектная деятельность способствует расширению социально-бытовых представлений детей с нарушением зрения. Формирует практический опыт детей, который они в последующем применяют на практике.

Проекты разные по своей направленности, содержанию, времени реализации. Существует несколько классификаций типов и видов проектной деятельности.

 В основу метода проектов заложена идея о направленности познавательной деятельности дошкольников на результат, который достигается в процессе совместной работы педагога и детей над определенной практической проблемой (темой). Решить проблему или работать над проектом  в данном случае означает – применить необходимые знания и умения из различных разделов образовательной программы дошкольников и получить ощутимый результат. 

Темой проектов могут стать определенный раздел образовательной программы. Но если тема возникла по   инициативе детей, это очень ценно и должно найти поддержку со стороны взрослых.

Ознакомиться с этапами организации проектной деятельности вы можете на слайде.

Мне бы хотелось остановиться поподробнее на педагогическом проекте «Как мы с овощами подружились», реализовывался он с детьми раннего возраста на протяжении 4-х месяцев.

Возникла проблема: воспитанники плохо едят блюда из овощей или отказываются употреблять их вовсе. Родители дома не всегда готовят блюда из овощей, а многие блюда вообще не известны детям. Представления об овощах не точны, фрагментарны.

Далее мы ищем пути ее реализации, через проектную деятельность, изучаем методическую литературу, составляем план работы – это 1-й этап.

Переходим к основному этапу. Организуем развивающую предметно-пространственную среду. Мы придумали сказку о «Грустной морковке», которую посадили дед и баба на своем огороде. Дети знакомятся с пространством, решают проблемную ситуацию.

Дети знакомятся с овощами, узнают  о свойствах и качествах, формируют чувственный опыт, расширяют социально-бытовые представления, через организацию различных видов продуктивной, исследовательской, игровой деятельности.

Так мы совместно с детьми учили стихотворения, рисовали морковь, лепили свёклу, делали аппликацию капусты, поделки из овощей

Готовили витаминный салат, пробовали, ощупывали, нюхали овощи, делали морковный сок, рисовали розовые щёчки свёклой, играли в дидактические пальчиковые и игры.

Дети узнали, что морковь очень полезна для глаз, как и остальные овощи для роста и развития нашего организма.

На протяжении проектной деятельности, дети с удовольствие занимались посадкой овощей на огород на подоконнике и ухаживали за ними. В проектной деятельности активно участвовали родители, они совместно с детьми дома, готовили овощные блюда, создавали книжки-малышки, учили стихотворения.

Итогом проекта стала сенсорная книга «Наш огород», способствующая развитию осязания и мелкой моторики, зрительных функций детей с нарушением зрения.

Таким образом, ожидаемые результаты были достигнуты: у детей сформировались представления об овощах, они стали лучше есть овощные блюда,  а так же родители ввели в домашний рацион детей овощи.

С цель развития финансовой грамотности дошкольников с нарушением зрения и их родителей (законных представителей) нами был реализован  проект в подготовительной группе «В мире экономике».

Согласно Стратегии повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017-2023 годы, Финансовая грамотность - результат процесса финансового образования, который определяется как сочетание осведомленности, знаний, умений и поведенческих моделей, необходимых для принятия успешных финансовых решений и в конечном итоге для  достижения финансового благосостояния.

Нами были определены этапы реализации проектной деятельности.

 I этап  подготовительный (время реализации: 1 неделя), он включал в себя: формулировку поставленных задач, подбор литературы; создание развивающей предметно-пространственной среды, разработка НОД, подбор и изготовление атрибутов.

II этап  основной (время реализации: 1 месяц), он включал в себя: организацию образовательной деятельности детей с нарушением зрения;  художественно-творческая деятельность; познавательно– исследовательская, речевая деятельность; игровая деятельность; совместная работа с родителями (законными представителями). Активное участие во всех видах запланированной деятельности.

Работа на данном этапе велась ежедневно, согласно разработанному плану. Так с детьми были проведены занятия с учителем-дефектологом по темам: «Откуда пришли деньги», «Деньги, монета, банкнота, пластиковая карта», «Семейный бюджет. Из чего он складывается», «Деньги и профессия», « Рынок, реклама», «Как накопить на велосипед». Данные занятия были направлены на формирование экономических понятий и умения применять их в жизни, развития умения устанавливать причинно-следственные связи, формирования зрительного образа объектов, приобретения практических навыков.

Воспитателями группы была организована художественно-творческая, познавательно– исследовательская, речевая, игровая деятельность по темам: "Моя копилка", «Изготовление поделок для ярмарки», «Цена. Товар», «Бизнес крокодила Гены» и т.д. Были организованы сюжетно-ролевые игры: семейный бюджет, магазин, рекламное агенство, банк, игровая ситуация «Путешествие денежки», квест-игра «Азбука финансов».

Дошкольники знакомились с художественной литературой, в которой отражены экономические понятия и разные экономические ситуации: Э.Успенский «Бизнес крокодила Гены», К. Чуковский «Муха  цокотуха», сказка «Хранители бюджета» и т.д. Просмотр мультфильмов: С. Михалков «Как старик корову продавал», «Барбоскины и реклама».

Воспитанники решали проблемные ситуации, искали выгодные варианты, перенося теоретические знания на практику. Так была совершена онлайн экскурсия в банк.

В течении всей проектной деятельности дошкольников сопровождали сказочные герои, так в группе появился «Гном-Гномыч», который с помощью детей разбирался со всеми экономическими понятиями.

Важной составляющей проектной деятельности было включение родителей (законных представителей) в проект, так совместно с детьми, с целью закрепления полученных знаний  они посещали магазины, аптеки, банки, предоставляя возможность детям, совершить покупки на определенную сумму, воспользоваться банковской картой, увидеть особенности работы людей разных профессий, совершали трудовые действия, которые были вознаграждены, делали поделки для аукциона и т.д.

Педагогами для родителей (законных представителей) были разработаны консультации и проведено родительское собрание в формате круглого стола, с целью развития финансовой грамотности, развития умения помогать своим детям, овладевать экономическими понятиями и применять их на практике. Родители стали активными помощниками педагогов на протяжении реализации проекта.

В процессе реализации данного этапа проекта у детей закрепились математические представления: больше, меньше, поровну,  навыки количественного счета, дети смогут самостоятельно   подсчитывать сдачу, стоимость покупки. Сформировались понятия о списке покупок, что способствует развитию точности и целенаправленности действий, умения действовать по инструкции и опираться на образец.

Дети познакомились с такими нравственными понятиями: честность, обязательность, умение подчинять свои желания возможностям, законопослушность, взаимопомощь и пр.

В нашем Учреждении организованны и другие проекты, направленные на расширение социально-бытовых представлений детей с нарушением зрения, накопление социального и чувственного опыта.

Обычно по итогам, нашей проектной деятельности с целью закрепления и систематизации, полученных знаний детей в интересной форме, мы создаем лэпбук – интерактивную книгу.

Были созданы лэпбуки: времена года, правила дорожного движения, о космосе, геометрические фигуры, наш детский сад, новый год, 9 мая.

Таким образом, проектная деятельность способствует расширению социально-бытовых представлений детей с нарушением зрения, накоплению их чувственного опыта, развивается зрительное восприятие, что способствует успешной социализации дошкольников, в среду нормально видящих сверстников.

Успешно социализироваться, смог и Анатоль. Его научили жить с кастрюлькой. Сшили сумочку для нее. И теперь Анатоля ценят окружающие. А ведь он не изменился.

Как показала практика данное направление работы результативно, воспитанники с раннего возраста получают необходимую коррекционную помощь и  в дальнейшем успешно поступают в школы, гимназии, участвуют в конкурсах, занимая призовые места, участвуют в спектаклях, общаются со сверстниками, не испытывая дискомфорта от ношения очков и недостатка информации об окружающем мире.

Учитель-дефектолог БДОУ г. Омска «Детский сад № 276 компенсирующего вида» Цимбал Юлия Владимировна

Ноябрь, 2020г.

 

 

      nac-proekt_kou_ashi-17_banner (1)  PHOTO-2022-05-18-08-02-09     служба (1)
 

Анкета для родителей