Аннотация Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для детей с нарушением зрения). Программы детского сада под редакцией Л.И.Плаксиной, рекомендованную Министерством образования РФ
Данная программа расчитана на обучение, развитие ребенка с нарушением зрения с 3-х летнего возраста.
Основами организации учебно-воспитательного комплекса (ясли - сада - начальной школы) является обеспечение оптимальных условий для системного, комплексного, непрерывного воспитания и обучения детей раннего, дошкольного и младшего школьного возраста - периодов созревания зрительной системы ребёнка.
Программа состоит из двух частей - программа детского сада и программа начальной школы.
Программа детского сада имеет два направления - общеразвивающее, коррекционное и включает себя следующие аспекты:
Развитие речи:
осуществляется во всех видах деятельности детей и является необходимой частью коррекционно-воспитательной работы детского сада для детей с нарушением зрения; предусматриваются предметно практические занятия по развитию речи и предметного восприятия, по обучению анализа предметов и функциональным действиям с ними.
Формирование элементарных математических представлений:
порядок введения тем в образовательный процесс: «Количество и счёт», «Величина», «Форма», «Ориентировка в пространстве и времени» направлены на
формирование взаимосвязанных элементарных математических представлений о количестве и числе, о величине и форме предметов, о положении предметов в пространстве, о времени, а также усвоении способов количественного сопоставления, установление взаимно однозначного соответствия, сравнения результатов счёта и измерения.
Ознакомление с окружающим:
способствует формированию у детей реальных представлений об окружающем мире и жизни человека.
Изобразительное искусство:
направлено на овладение детьми сенсорными эталонами; занятия по изобразительной деятельности и конструированию тесно связаны с такими разделами как игра, ознакомление с окружающим миром и развитие зрительного восприятия, ручной труд и формирование элементарных математических представлений.
Физическое воспитание включает ряд коррекционных задач:
- достижение соответствующего возрастным особенностям уровня развития основных движений, физических качеств, ориентировке в пространстве, координации движений;
- преодоление недостатков, возникающих на фоне зрительной патологии при овладении движениями;
- активизация и упражнение зрительных функций;
Трудовое обучение:
формирование положительного отношения к труду взрослых, стремление оказывать им посильную помощь, уважение и интерес к результатам труда, развитие личностных качеств, самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд, труд в природе, ручной труд.
Игра:
проведение специальных пропедевческих занятий по обучению игре; специальной задачей в развитии игры является преодоление вербализма и обогащение чувственной основы игры.
Коррекционная работа в детском саду
Развитие зрительного восприятия:
1-ый год обучения (3 – 4 года)
Развивать зрительную реакцию на предметы окружающего мира, замечать их форму, цвет, формировать действия с предметами, воспитывать интерес к окружающему миру; формировать у детей зрительные способности обследования предметов: различать и называть форму геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник, овал) и соотносить их с формой плоскостных изображений и объёмных геометрических тел (шар, куб, конус и т.д.), соотносить, находить их форму в реальных объёмных предметах; закреплять знания детей о сенсорных свойствах и качествах предметов в условиях различных видов деятельности используя мозаику, предметы, формы, цвета в процессе изображения простейших предметов; соотносить соответствующие сенсорные качества с реальным предметом; сформировать у детей представление об окружающих реалиях; обучать детей способам обследования на осязание, слух, обоняние, вкус. Для развития зрения и осуществления взаимосвязи занятий по развитию зрительного восприятия и лечения зрения проводить визуальные упражнения по активизации и стимуляции зрительных функций, развитию зрительных способностей, цветоразличения, движение глаз, фиксации, локализации, конвергенции и аккомодации.
2-ой год обучения (4 – 5 лет)
Закреплять у детей умения анализировать основные признаки предметов: форму, цвет, величину и пространственное положение. Формировать способы зрительного восприятия предметов окружающей действительности, различать и называть форму геометрических фигур (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник). Формировать навыки ориентировки в пространстве. Учить называть местоположения предметов в пространстве.
3-й год обучения (5 – 6 лет)
Закреплять умения зрительного обследования и умения анализировать, классифицировать предметы по их основным признакам. Учить использовать оптики (линзы, лупу, бинокли) при рассматривании. Зрительно различать и называть группу предметов с однородными признаками (форма, цвет, величина и пространственное положение). Учить отличать основные оттенки цвета, насыщенность контрастность цветов, светлоту. Узнавать цвет реальных предметов в животном и растительном мире. Создавать цветные панно, картины по образцу, словесному описанию, схеме. Учить отличать геометрические фигуры и объёмные фигуры. Обучать использованию их формы как эталона для анализа основной формы реальных предметов.
Учить зрительному анализу формы и величины предметов, отбирать предметы по убывающей и возрастающей величине. Выделять и словесно обозначать величину реальных предметов, устанавливать взаимосвязь между предметами по величине. Учить видеть расположение предметов на картине, называть расположенные предметы ближе, дальше. Учить понимать заслонённость предмета одного другим. Упражнять стимулировать и активизировать зрение детей соответственно требованиям лечебно-восстановительной работы по гигиене зрения. Обучение ориентировке в пространстве. Учить анализу сложной формы предмета с помощью вписывания сенсорных эталонов для анализа строения формы предметов.
4-й год обучения (6 – 7 лет)
Расширять представления детей о предметах и явлениях окружающей действительности, развивать скорость и полноту зрительного обследования, формировать зрительно-двигательные умения обследовать планомерно и целенаправленно предметы, картинки, выделять главные признаки, учить пользоваться оптическими средствами (лупами, линзами, биноклями) при рассматривании предметов. Учить создавать из геометрических фигур узоры, предметные изображения, сложные геометрические фигуры (два треугольника - ромб; треугольник и квадрат - пятиугольник и т.д.). Знать основные цвета и оттенки, правильно использовать эталоны цвета при описании, классификации групп предметов. Различать цвет движущегося объекта и нескольких объектов. Создавать узоры, цветные композиции на фланелеграфе, магнитной доске, из мозаики. Называть в процессе наблюдения близкие и дальние, высокие и низкие, толстые и тонкие, широкие и узкие объекты. Развивать глазомер у детей. Упражнять детей в сличении изображений по принципу сходства и различия, группировать предметы по отдельным признакам. Учить детей познанию окружающего мира с помощью всех органов чувств. Учить детей выделять различные признаки и свойства предметов, тренируя зрительные функции различения, локализации, фиксации, конвергенции, аккомодации, прослеживания. Учить ориентировке в пространстве. Формировать у детей умение словесно обозначать пространственные положения на микро- и макро плоскости. Учить составлять схемы пути и считывать пространственные положения предметов на схеме. Закреплять умения ориентироваться на улице с помощью слуховых, зрительных, обонятельных, осязательных органов чувств
Коррекция нарушений речи
Коррекционная работа логопеда направлена на развитие речи, познавательной деятельности и активизацию двигательной сферы ребёнка. Т.о. в системе специальных занятий осуществляется комплексный многосторонний подход к коррекции развития детей силами логопеда, тифлопедагога, что обеспечивает активизацию деятельности сохранных анализаторов моторной деятельности, развитие проприоцептивной чувствительности у детей с нарушение сенсорной сферы.
Развитие осязания и мелкой моторики
Целью коррекционных занятий является формирование умений и навыков осязательного восприятия предметов и явлений окружающего мира, а также обучение их приёмам выполнения предметно-практических действий с помощью сохранных анализаторов. Наряду с развитием непосредственного осязания на коррекционных занятиях необходимо познакомить с некоторыми приёмами опосредованного, т.е. инструментального, осязания.
Ориентировка в пространстве
Нарушение зрения, возникающее в раннем возрасте, отрицательно влияет на процесс формирования пространственной ориентации у детей. Ориентировка в пространстве на ограниченной сенсорной основе требует
специального обучения детей активному использованию нарушенного зрения и всех сохранных анализаторов (слуха, обоняния и т.д.). На решение этой задачи направлены дидактические игры и упражнения, в которых дети учатся выделять и анализировать различные пространственные признаки и отношения, получать информацию об окружающем пространстве с привлечением всей сенсорной сферы.
Социально-бытовая ориентировка
Предметные представления:
- Упражнять детей в выделении признаков и свойств предметов (форма, цвет, величина, пространственное положение).
- Подбирать и группировать предметы по этим признакам, а также по их назначению. Учить различать, называть качества, свойства предметов и материалов, воспринимаемых осязанием, на вкус, на слух.
- Развивать полисенсорное, бисенсорное восприятие предметов.
- Учить пользоваться предметами быта в групповой комнате.
Приобщение ребёнка к труду взрослых:
- Воспитывать интерес к труду взрослых, привлекая их внимание к работе помощника воспитателя, повара, шофёра, папы, мамы и др.
- Воспитывать желание помогать им.
- Учить пониманию значения труда взрослых в детском саду и воспитывать бережное отношение к результатам труда взрослых.
Наблюдения на улице:
- за людьми, их поведением, на улице;
- наблюдение за движением машин;
- наблюдение на остановке за автобусом.
Ребёнку о самом себе:
- упражнять детей в назывании своего имени, фамилии;
- учить красиво улыбаться, говорить ласковые слова;
- учить красивым манерам общения с окружающими.
Коррекционная ритмика
- коррекция здоровья и физического развития путём применения специальных средств и методов, способствующих повышению функциональных возможностей, укрепляющих опорно-двигательный аппарат, сердечнососудистую и дыхательную системы, зрительно-двигательную ориентировку.