БДОУ г. Омска "Детский сад № 276 компенсирующего вида"

Статистика
Зарегистрирована: 29.11.2010

Последнее изменение страницы: 24.03.2015
Поделиться

Сценарий Совместной образовательной деятельности взрослого и детей образовательной области «Социализация» в старшей группе.

Тема:  «Ваши права, дети»

Цель занятия: дать детям знания о гражданских правах и обязанностях.

Программное содержание:

Познакомить с Конвенцией о правах ребенка в доступной форме; дать понятие о том, что каждый человек имеет право на имя, отчество, на проживание в семье, право на гражданство. Закрепить понятие «семья», «отношения в семье».

Упражнять в словообразовании на примере имен: подбор суффиксов с уменьшительно-ласкательным значением, признаков. Активизировать словарь за счет новых слов (полное имя, отчество, свидетельство о рождении, семья, внук, внучка, родственники, документ,  генеалогическое древо, Конвенция, право).

 Воспитывать в детях доброту, внимание к окружающим, чувство самоуважения и уважения к членам семьи.

Материал к занятию: Конвенция о правах ребенка, символы – права детей, фотографии членов семьи, генеалогические деревья, свидетельства о рождении, коляски с куклами, иллюстрации с изображением семьи, герба России, мяч.

Предварительная работа: беседы с детьми на тему «Семья», рассматривание семейных альбомов, разучивание стихотворений о семье.

Ход деятельности.

  Организационный момент «Положи в шкатулку доброты доброе слово» (проходя на стульчик, дети называют «добрые слова»и кладут в шкатулку свою фотографию).

 Звучит запись плача ребенка.

 Воспитатель. Как вы думаете, кто это плачет?

Дети. Маленький ребенок.

Воспитатель. Да, с таким плачем рождаются все дети. (Показывает коляски с куклами-младенцами). Посмотрите и скажите, эти новорожденные отличаются чем –нибудь друг от друга? А что это у них?  (Обращает внимание на руки кукол, где прикреплены манжетки с указанием даты рождения.) Новорожденных детей отличить друг от друга очень трудно, имен у них нет, есть только такие манжетки с цифрами. Когда вы родились, у вас тоже были манжетки. Спрашиваю у детей, когда они родились? Вам бы понравилось, если бы вас называли цифрой, которая была на вашей бирке?

Как вы считаете, зачем люди придумали имена?

 Ответы детей.

 У каждого человека есть имя, и оно выделяет его среди других. Обращаясь к кому-то,  мы называем его по имени. Прочитав имя, мы можем найти вашу работу по рисованию или лепке. Услышав свое имя, человек понимает, что обращаются к нему, говорят о нем.

Каждый ребенок со дня рождения имеет право на собственное имя. (Повторяем фразу с детьми несколько раз, выставляем на доску символ «Право на имя»)

Когда ребенок рождается, родители выбирают ему имя, в которое они вкладывают свои надежды, пожелания.  О хорошем человеке говорят: «У него доброе имя». Если же хотят предостеречь от плохого, советуют: «Не губи свое имя». И это значит – не поступай плохо.

Воспитатель рассказывает значение имен детей. (Достает из шкатулки фотографии детей, которые они положили вначале занятия).

Ксения – в переводе с греческого – гостья.

Евгений – благородный, смекалистый.

Кристина – добрая.

Ангелина – ангельская, похожая на маму.

Артем – невредимый, безупречного здоровья.

Виктория – победительница.

Варвара – доброе и улыбчивое создание.

Максим – величайший, многим интересуется.

Егор – упрямый, умный.

Екатерина – чистая, непорочная.

Алиса – обаятельная, всеобщая любимица.

Дмитрий – волевой, трудолюбивый.

Ребята, каждого из вас можно назвать ласково и нежно. Давайте поиграем в игру «Назови ласково» (игра для развития прослеживающей функции  глаз).

Воспитатель. Когда рождается человек, ему дают имя и он получает документ «Свидетельство о рождении», где указаны его имя и гражданство.

Рассматривание детских «Свидетельств о рождении» (графы, печать, герб, его значение).

Воспитатель уточняю, если на документе изображен герб России, значит он гражданин России. В какой стране мы живем?

Дети отвечают.

Вы имеете право не только на имя, но и на гражданство той страны, где родились. Вы граждане России. Ребенок имеет право на гражданство.

(Повторяем с детьми фразу несколько раз, выставляем на доску символ «Право на гражданство).

В « Свидетельстве о рождении» записано ваше полное имя с отчеством, которое дается вам по имени вашего отца. 

Игра «Когда я буду взрослым» или «Давайте познакомимся».

(Дети, передавая мяч друг другу по кругу называют свое полное имя)

А еще в вашем «Свидетельстве о рождении» записаны ваши родители? Ребята, плохо или хорошо иметь родителей и для чего вам родители?

Ответы детей.

Воспитатель. Дети должны и имеют право жить в семье. Что такое семья, для чего нужна семья? Вместе с детьми формулируем понятие «семья» - это близкие родственники, которые заботятся друг о друге и живут вместе. Игра с  мячом (дети произносят слова стихотворения отбивая мячом о пол)

Воспитатель:  Я спросил у муравья:

                        «Для чего нужна семья?»

Дети:              Просто вместе легче жить

                        И работать, и дружить.

          Воспитатель:  Вместе мама, папа, я –

                         Называемся семья,

Дети:               По фамилии одной

                        Мама, я и папа мой.

Воспитатель предлагает детям пройти за столы и разложить фотографии членов своей семьи.

Воспитатель. Я принесла необычное дерево, и кружки, на которых изображены члены семьи. Это – генеалогическое дерево. Генеалогия – это собрание сведений  о происхождении и родстве членов семьи. Давайте попробуем составить генеалогическое древо и понять, что это такое. На примере одной семьи рассмотрим, кто в ней живет, и обозначим ее членов кружочками.  У мамы есть мама? Кем она является для вас? А мамин папа? Корни – это наши дедушки и бабушки, ветки - родители, листья и плоды _-это дети. Давайте распределим своих родственников на генеалогическом древе.

Дети размещают фотографии на своем древе. Рассматриваем 1-2 древа вместе.

Воспитатель. Так какой должна быть семья?

Дети. Дружной, большой, крепкой, заботливой, трудолюбивой, любимой.

Воспитатель. Запомните, ребята, вы имеете право жить в семье.

(Повторяем фразу все вместе и выставляем на доску символ «Право на проживание в семье»)

Воспитатель. Сегодня на занятии мы говорили о ваших правах. Так на что вы имеете право?

Дети. (С опорой на символы) Право на имя, гражданство, проживание в семье.

Воспитатель. Все ваши права записаны в этой книге. Называется она «Конвенция о правах ребенка». Рассматриваем иллюстративное изображение прав ребенка. О других ваших правах мы поговорим на следующих занятиях.

 

       Подготовила и провела:

воспитатель I квалификационной категории

Осинкина Ольга Леонидовна.

Январь, 2015г.