БДОУ г. Омска "Детский сад № 276 компенсирующего вида"

Статистика
Зарегистрирована: 29.11.2010

Последнее изменение страницы: 06.12.2013
Поделиться

Развитие тонких движений рук у детей с нарушением зрения

Родителей всегда волнует вопрос, как обеспечить полноценное развитие ребёнка в дошкольном возрасте, как правильно подготовить его к школе.

Остановимся на одном из аспектов развития дошкольника: развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук. Учёными доказано, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребёнка. Уровень развития мелкой моторики - это и показатель формообразующих движений в рисовании младших дошкольников.

Уважаемые родители, упражнения развивающие движения рук помогут вашему ребёнку:

  • Правильно держать (кисточку, карандаш, ручку)
  • Регулировать силу (сжатия, надавливания на пластилин, кисточку и т.д.)
  • Сформировать формообразующие движения (рисовать круги, прямые линии и прямоугольные предметы)
  • Помогут в пространственной ориентировки ребёнка на плоскости (понятия: верх, низ, стороны)
  • Будут развивать речь вашего ребёнка

Чаще предлагайте ребёнку:

  • Разминать пальцами пластилин, тесто
  • Катать по очереди каждым пальцем камешки, бусинки, шарики
  • Сжимать и разжимать кулачки
  • Делать «мягкие» кулачки, которые можно легко разжать и в которые взрослый может просунуть свои пальцы, и «крепкие», которые не разожмёшь
  • Двумя пальцами рук (указательным и средним) «ходить» по столу (медленно – быстро)
  • Собирать все пальцы в щепотку (пальчики собрались вместе – разбежались)
  • Наматывать (круговые движения) тонкую проволоку, нитки на катушку (на собственный палец)
  • Рисование пальцем, кистью руки в воздухе, рисование на запотевшем стекле, песке, снегу, различными изоматериалами на бумаге                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                      

Упражнения на расслабление пальцев и кистей рук:

  • “Погладим котёнка” – плавные движения, иллюстрирующие соответствующее действие, выполняется сначала одной рукой, потом другой. (3-5 раз).
  • “Весёлые маляры” – синхронные движения кистей обеих рук вверх – вниз с одновременным подключением кистевого замаха (3 раза), затем влево – вправо (3 раза).

Далее даются задания на удержание позы кисти руки:

  • “Зайчик” – и.п.: рука опирается на локоть; выпрямляются и разводятся в стороны указательный и средний пальцы, остальные пальцы зажаты в кулак.
  • “Кольцо” – и.п. то же; большой и указательный пальцы соединяются в кольцо, остальные пальцы выпрямляются и разводятся в стороны.
  • Затем эффективны упражнения в соединении речи с движением, например, с потешками.

 

Также для развития мелкой моторики полезны следующие приемы:

  • Игра «Собираем урожай» – лепка разноцветных шариков из пластилина. Назвать похожие на шарики по цвету овощи и фрукты
  • Игра «Построй забор (дом, дерево и т.п.) из счетных палочек»
  • Игра «Чудесный мешочек» – определение предметов на ощупь
  • Игра «Вижу руками» – определение на ощупь материалов, из которых сделаны предметы
  • Игры «Найди предмет в сухом бассейне (песке)»
  • Игра «Сушка белья» – пристегнуть прищепками к веревке носовые платочки
  • Игра «Покормим животных» – мелко или полосками рвать зеленую бумагу
  • Игры с конструктором
  • Игры со шнурочком – выкладывание шнурка по нарисованным взрослым линиям или самостоятельное выкладывание какого-либо образа
  • Щетка – Ёж – игры с массажной щеткой,
  • Сортировка предметов (пуговиц, фасоль и горох, семечек и орехов и т.д.)
  • Шнуровки
  • Выкладывание из геометрических фигур или семян каких-либо образов
  • Завязывание и развязывание узелков на бельевой веревке
  • Собирание разрезных картинок, пирамидок
  • Сматывание толстых ниток в клубок
  • Обсыпание манкой намазанного клеем трафарета, например, дерева (зимний пейзаж)
  • Работа с водой и пипеткой (переливание, наливание воды с помощью пипетки)
  • Плетение коврика из полосок цветной бумаги
  • Аппликации, складывание оригами
  • Кляксография
  • Рисование пальчиками
  • Рисование пальцем на подносе с крупой, песком
  • Обведение трафаретов
  • Обведи и раскрась

 

РАЗУЧИТЕ пальчиковую игру: «Моя семья»

Этот пальчик – дедушка, этот пальчик – бабушка,

Этот пальчик – папочка, этот пальчик -  мамочка,

Этот пальчик – я, вот и вся моя семья!

(поочерёдно сгибание пальцев, начиная с большого)

 

Важные правила в процессе развития мелкой моторики у детей

  • Занятия должны напоминать игру, а не уроки в школе. Можно придумать по ходу какую-то забавную историю или даже сказу.
  • Игры и занятия должны быть систематическими. Даже во время прогулки можно помассировать ребенку ручку или насобирать красивых камушков и листочков.
  • В ходе игры необходимо как больше разговаривать с малышом, вести диалог, разыгрывать сценки.
  • Важно, чтобы ребенку нравились и игрушки, и сам процесс.
  • Нельзя заставлять ребенка, необходимо ему предоставить право выбора.
  • В работе необходимо использовать как можно больше различных способов развития мелкой моторики. Но ни в коем случае не заниматься всем сразу.
  • За каждый успех необходимо хвалить ребенка.
  • В процессе таких занятий-игр необходимо контролировать время, которое для каждого ребенка индивидуально. Нельзя переутомлять ребенка и ограничивать детей в проявлении инициативы и фантазии.

 Учитель-дефектолог Н.В. Гарлик