Развитие тонких движений рук у детей с нарушением зрения
Родителей всегда волнует вопрос, как обеспечить полноценное развитие ребёнка в дошкольном возрасте, как правильно подготовить его к школе.
Остановимся на одном из аспектов развития дошкольника: развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук. Учёными доказано, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребёнка. Уровень развития мелкой моторики - это и показатель формообразующих движений в рисовании младших дошкольников.
Уважаемые родители, упражнения развивающие движения рук помогут вашему ребёнку:
- Правильно держать (кисточку, карандаш, ручку)
- Регулировать силу (сжатия, надавливания на пластилин, кисточку и т.д.)
- Сформировать формообразующие движения (рисовать круги, прямые линии и прямоугольные предметы)
- Помогут в пространственной ориентировки ребёнка на плоскости (понятия: верх, низ, стороны)
- Будут развивать речь вашего ребёнка
Чаще предлагайте ребёнку:
- Разминать пальцами пластилин, тесто
- Катать по очереди каждым пальцем камешки, бусинки, шарики
- Сжимать и разжимать кулачки
- Делать «мягкие» кулачки, которые можно легко разжать и в которые взрослый может просунуть свои пальцы, и «крепкие», которые не разожмёшь
- Двумя пальцами рук (указательным и средним) «ходить» по столу (медленно – быстро)
- Собирать все пальцы в щепотку (пальчики собрались вместе – разбежались)
- Наматывать (круговые движения) тонкую проволоку, нитки на катушку (на собственный палец)
- Рисование пальцем, кистью руки в воздухе, рисование на запотевшем стекле, песке, снегу, различными изоматериалами на бумаге
Упражнения на расслабление пальцев и кистей рук:
- “Погладим котёнка” – плавные движения, иллюстрирующие соответствующее действие, выполняется сначала одной рукой, потом другой. (3-5 раз).
- “Весёлые маляры” – синхронные движения кистей обеих рук вверх – вниз с одновременным подключением кистевого замаха (3 раза), затем влево – вправо (3 раза).
Далее даются задания на удержание позы кисти руки:
- “Зайчик” – и.п.: рука опирается на локоть; выпрямляются и разводятся в стороны указательный и средний пальцы, остальные пальцы зажаты в кулак.
- “Кольцо” – и.п. то же; большой и указательный пальцы соединяются в кольцо, остальные пальцы выпрямляются и разводятся в стороны.
- Затем эффективны упражнения в соединении речи с движением, например, с потешками.
Также для развития мелкой моторики полезны следующие приемы:
- Игра «Собираем урожай» – лепка разноцветных шариков из пластилина. Назвать похожие на шарики по цвету овощи и фрукты
- Игра «Построй забор (дом, дерево и т.п.) из счетных палочек»
- Игра «Чудесный мешочек» – определение предметов на ощупь
- Игра «Вижу руками» – определение на ощупь материалов, из которых сделаны предметы
- Игры «Найди предмет в сухом бассейне (песке)»
- Игра «Сушка белья» – пристегнуть прищепками к веревке носовые платочки
- Игра «Покормим животных» – мелко или полосками рвать зеленую бумагу
- Игры с конструктором
- Игры со шнурочком – выкладывание шнурка по нарисованным взрослым линиям или самостоятельное выкладывание какого-либо образа
- Щетка – Ёж – игры с массажной щеткой,
- Сортировка предметов (пуговиц, фасоль и горох, семечек и орехов и т.д.)
- Шнуровки
- Выкладывание из геометрических фигур или семян каких-либо образов
- Завязывание и развязывание узелков на бельевой веревке
- Собирание разрезных картинок, пирамидок
- Сматывание толстых ниток в клубок
- Обсыпание манкой намазанного клеем трафарета, например, дерева (зимний пейзаж)
- Работа с водой и пипеткой (переливание, наливание воды с помощью пипетки)
- Плетение коврика из полосок цветной бумаги
- Аппликации, складывание оригами
- Кляксография
- Рисование пальчиками
- Рисование пальцем на подносе с крупой, песком
- Обведение трафаретов
- Обведи и раскрась
РАЗУЧИТЕ пальчиковую игру: «Моя семья»
Этот пальчик – дедушка, этот пальчик – бабушка,
Этот пальчик – папочка, этот пальчик - мамочка,
Этот пальчик – я, вот и вся моя семья!
(поочерёдно сгибание пальцев, начиная с большого)
Важные правила в процессе развития мелкой моторики у детей
- Занятия должны напоминать игру, а не уроки в школе. Можно придумать по ходу какую-то забавную историю или даже сказу.
- Игры и занятия должны быть систематическими. Даже во время прогулки можно помассировать ребенку ручку или насобирать красивых камушков и листочков.
- В ходе игры необходимо как больше разговаривать с малышом, вести диалог, разыгрывать сценки.
- Важно, чтобы ребенку нравились и игрушки, и сам процесс.
- Нельзя заставлять ребенка, необходимо ему предоставить право выбора.
- В работе необходимо использовать как можно больше различных способов развития мелкой моторики. Но ни в коем случае не заниматься всем сразу.
- За каждый успех необходимо хвалить ребенка.
- В процессе таких занятий-игр необходимо контролировать время, которое для каждого ребенка индивидуально. Нельзя переутомлять ребенка и ограничивать детей в проявлении инициативы и фантазии.
Учитель-дефектолог Цимбал Ю.В.
Ноябрь 2018 г.