Развитие речи детей с нарушением зрения с помощью скороговорок
Речь ребенка сама собой не возникает. Малыш для удовлетворения своих жизненных потребностей вынужден обращаться к окружающим его людям с просьбой, говорить им о своих ощущениях, выражать чувства радости, горя и т.п. Все это он делает, подражая взрослым, в первую очередь – матери.
Исследования показали, что при нарушениях зрения отмечается недоразвитие всех компонентов языка. Дефект речи приносит ребенку немало огорчений дома, а в школе эти трудности возрастают.
Предупредить вторичные отклонения у детей с нарушением зрения можно с помощью специальных приемов обучения, а именно скороговорок.
Кто в детстве не разучивал эти шуточные стишки со сложным сочетанием звуков? Наверное, все помнят, как это было весело и интересно, а главное – затем можно было хвастаться перед друзьями быстрым и четким произношением!
Какое значение имеют скороговорки для ребенка с нарушением зрения? Они:
· учат малыша с нарушением зрения говорить четко и красиво;
· способствуют развитию памяти и воображения;
· улучшают дикцию и управление голосом;
· обогащают словарный запас.
УЧИМСЯ ПРАВИЛЬНО ПРОИЗНОСИТЬ СКОРОГОВОРКИ
-
Текст проговаривать медленно, четко произнося каждую букву и слог. Это способствует заучиванию правильного порядка слов и всей фразы. Внимательно следите, чтобы ребенок преодолел все трудные звукосочетания и отработал каждый звук.
-
Поиграйте с ребенком в суфлера, попросив его произносить скороговорку шепотом, не теряя при этом разборчивости речи.
-
Затем поиграйте в чтение по губам, попросив говорить беззвучно, двигая губами.
-
Затем повторить фразу, постепенно ускоряя темп. Пусть ребенок говорит с разной интонацией, припевает, ускоряет и замедляет речь. Смейтесь вместе с ним над ошибками, радуйтесь за правильные звуки, шутливо грозитесь, если малыш будет капризничать. Сильные эмоции в этом случае дополнительно стимулируют речевой центр мозга.
5. Занимайтесь по 2 раза в день в течение 10-15 минут.
СКОРОГОВОРКИ
Стрекотали три сороки на рассвете во дворе,
Разбудили три сороки злого Рекса в конуре.
Грозно «сторож» зарычал,
Со двора сорок прогнал.
****
Розу розовую Розе Боря в праздник подарил.
Боря улыбается: роза Розе нравится!
****
Для братьев трех скороговорку придумал старший брат Егорка.
****
Свинка рылом землю рыла,
Мыли рыло свинке мылом.
****
Желтокрылый жук Женя женился на жужелице Жуже.
Жена Жужа жужжит не хуже мужа.
****
У Сашки шапка, у Пашки фуражка,
Фуражку Пашка отдал Сашке, Сашка шапку отдал Пашке.
****
Сидел Венька в гостях у Сеньки. Пришел Санька, за ним Танька.
***
Сидели, сидели, едва не поседели.
Ничего не высидели.
Еще посидеть, чтобы поседеть?
***
Вбил Клим кленовый клин.
Заклинило клин, клином не выклинишь.
****
В слове «початки» нашли опечатки.
А какие же початки с опечатками?
****
Молоточком точно в точку заколачивать гвоздочки учится чумазый Чук.
****
Маленький карасик попал на удочку Тарасика.
Пожалел Тарасик, отпустил карасика.
****
Потом Витька, за ним Митька, после Влас, за ним и весь класс.
****
Пек Пров пирог с опятами.
****
Не по правилам правил Павел, В трясину машину Павел направил.
****
Играла Клара на рояле, Мишутка с Таней танцевали.
Танец за танцем, за танцем танец.
У Тани с Мишуткой на щечках румянец.
****
Редьку редко ели детки – горьковата деткам редька.
****
В стружке шуршит мышка-норушка.
Жестко спать мышке на стружке.
****
Медведь Потап купил тапки для лап.
Малы тапки, не лезут лапки.
Октябрь, 2018г. Учитель - логопед Ефимова Я.В.