БДОУ г. Омска "Детский сад № 276 компенсирующего вида"

Статистика
Зарегистрирована: 29.11.2010

Последнее изменение страницы: 05.04.2015
Поделиться

Развитие речи детей с нарушением зрения с помощью скороговорок

Речь ребенка сама собой не возникает. Малыш для удовлетворения своих жизненных потребностей вынужден обращаться к окружающим его людям с просьбой, говорить им о своих ощущениях, выражать чувства радости, горя и т.п. Все это он делает, подражая взрослым, в первую очередь – матери.

Исследования показали, что при нарушениях зрения отмечается недоразвитие всех компонентов языка. Дефект речи приносит ребенку немало огорчений дома, а в школе эти трудности возрастают.

Предупредить вторичные отклонения у детей с нарушением зрения можно с помощью специальных приемов обучения, а именно скороговорок.

Кто в детстве не разучивал эти шуточные стишки со сложным сочетанием звуков? Наверное, все помнят, как это было весело и интересно, а главное – затем можно было хвастаться перед друзьями быстрым и четким произношением!

Какое значение имеют скороговорки для ребенка с нарушением зрения? Они:

· учат малыша с нарушением зрения говорить четко и красиво;

· способствуют развитию памяти и воображения;

· улучшают дикцию и управление голосом;

· обогащают словарный запас.

 

УЧИМСЯ ПРАВИЛЬНО ПРОИЗНОСИТЬ СКОРОГОВОРКИ

  1. Текст проговаривать медленно, четко произнося каждую букву и слог. Это способствует заучиванию правильного порядка слов и всей фразы. Внимательно следите, чтобы ребенок преодолел все трудные звукосочетания и отработал каждый звук.

  2. Поиграйте с ребенком в суфлера, попросив его произносить скороговорку шепотом, не теряя при этом разборчивости речи.

  3. Затем поиграйте в чтение по губам, попросив говорить беззвучно, двигая губами.

  4. Затем повторить фразу, постепенно ускоряя темп. Пусть ребенок говорит с разной интонацией, припевает, ускоряет и замедляет речь. Смейтесь вместе с ним над ошибками, радуйтесь за правильные звуки, шутливо грозитесь, если малыш будет капризничать. Сильные эмоции в этом случае дополнительно стимулируют речевой центр мозга.

5. Занимайтесь по 2 раза в день в течение 10-15 минут.

 

                   СКОРОГОВОРКИ

Стрекотали три сороки на рассвете во дворе,

Разбудили три сороки злого Рекса в конуре.

Грозно «сторож» зарычал,

Со двора сорок прогнал.

                               ****

Розу розовую Розе Боря в праздник подарил.

Боря улыбается: роза Розе нравится!

                               ****

Для братьев трех скороговорку придумал старший брат Егорка.

                               ****

Свинка рылом землю рыла,

Мыли рыло свинке мылом.

                                ****

Желтокрылый жук Женя женился на жужелице Жуже.

Жена Жужа жужжит не хуже мужа.

                               ****

У Сашки шапка, у Пашки фуражка,

Фуражку Пашка отдал Сашке, Сашка шапку отдал Пашке.

                               ****

Сидел Венька в гостях у Сеньки. Пришел Санька, за ним Танька.

                                ***

Сидели, сидели, едва не поседели.

Ничего не высидели.

Еще посидеть, чтобы поседеть?

                                ***

Вбил Клим кленовый клин.

Заклинило клин, клином не выклинишь.

                              ****

В слове «початки» нашли опечатки.

А какие же початки с опечатками?

                              ****

Молоточком точно в точку заколачивать гвоздочки учится чумазый Чук.

                              ****

Маленький карасик попал на удочку Тарасика.

Пожалел Тарасик, отпустил карасика.

                              ****

Потом Витька, за ним Митька, после Влас, за ним и весь класс.

                              ****

Пек Пров пирог с опятами.

                              ****

Не по правилам правил Павел, В трясину машину Павел направил.

                             ****

Играла Клара на рояле, Мишутка с Таней танцевали.

Танец за танцем, за танцем танец.

У Тани с Мишуткой на щечках румянец.

                            ****

Редьку редко ели детки – горьковата деткам редька.

                            ****

В стружке шуршит мышка-норушка.

Жестко спать мышке на стружке.

                            ****

Медведь Потап купил тапки для лап.

Малы тапки, не лезут лапки.

Апрель, 2015г.                                                                                                Учитель - дефектолог по коррекции речи Лезина Л.А.