Ритмика - это осуществление коррекции недостатков физического и психического развития детей с нарушением зрения средствами музыкально – ритмической деятельности, которая имеет целью активизировать музыкальное восприятие детей через движение, привить им навык осознанного отношения к музыке, помочь выявить их музыкальные и творческие способности. Ритмика — является коррекционным курсом, заложенным в учебный план детского сада для слабовидящих детей.
Ребенок с нарушением зрения более чем зрячий зависит от выбора, удержание в памяти и использования слуховой информации. Сложные и серьезные задачи стоят перед дошкольниками, связанные с передвижением в пространстве, коммуникацией со сверстниками и взрослыми не только с помощью речи, но и посредством совместного участия в общей деятельности. Ограниченный опыт физических действий, отставание в развитии психических функций, плохо развитая общая моторика, не сформированность эмоциональной и двигательной выразительности делают важным включением занятий ритмикой в систему коррекционной работы с детьми, имеющими нарушение зрения. Как известно, слабовидящий ребенок страдает многими сопутствующими отклонениями: он зажат (или излишне расторможен), у него неадекватная самооценка и, как следствие проблемы в общении. У таких детей возникают трудности при выполнении некоторых упражнений , для преодоление которых требуется больше времени , чем для обучающихся основной группы.
Основная задача ритмики – научить компенсировать двигательный и эмоциональный дефицит, научить владеть своим телом. Такая деятельность (ритмика) способствует повышению работоспособности, укрепляет здоровье, осуществляется коррекция двигательных нарушений и недостатков физического развития, формируется умение дифференцировать движения и подчинять по степени мышечных усилий, во времени и в пространстве, управлять темпом движения и подчинять свои движения музыке, придавая движениям целесообразность, стройность, выразительность и уверенность.
К основным видам, используемым на ритмике , относятся
ритмическая ходьба, бег, прыжки с различными движениями рук, проговариванием речевок , стихотворений, бег в различном темпе, общеразвивающие упражнения, выполняемые под счет музыкального руководителя, упражнения с предметами и без; танцы; музыкально-ритмические и подвижные игры.
Движение как реакция на прослушанное, как творческое отображение музыки в действии свойственно всем детям любого возраста. В несложных, веселых и подвижных танцах и играх ребенок с н.з получает радость от самого процесса движения под музыку, оттого, что у него все получается, от возможности выразить, проявить себя. Занимаясь ритмикой, слабовидящие дети активно участвуют в передаче характера музыки, ее темпа, динамики, ритма, формы. Они подвижны, эмоциональны, восприимчивы к музыке, и многие понятия по музыкальной грамоте ими легче усваиваются через движение.
Таким образом, у детей систематически посещающих занятия ритмикой :
- Улучшается физическая форма, вырабатывается координация движений;
- Ребенок обучается простейшим танцевальным движениям, усваивает такие понятия, как темп, ритм, а так же жанр и характер музыки;
- Ребенок учится адекватно выражать и контролировать свои эмоции, развивается творческая активность;
- Ритмика помогает раскрепоститься, учит свободно двигаться, создает ощущение радости;
- Занятия прививают любовь к музыке, воспитывают музыкальный вкус ребенка.
Подготовила музыкальный руководитель Исаева В.Н. Февраль, 2018.