БДОУ г. Омска "Детский сад № 276 компенсирующего вида"

Статистика
Зарегистрирована: 29.11.2010

Последнее изменение страницы: 28.07.2016
Поделиться

 

1. Результаты освоения дошкольниками общеобразовательной программы

В течение 2015 – 2016 уч. года освоение дошкольниками общеобразовательных разделов коррекционной программы под ред. Л.И. Плаксиной осуществлялось как в процессе непосредственно образовательной деятельности, так и в процессе режимных моментов, свободной деятельности на основе тематического планирования с использованием лексических тем. С учетом возрастных особенностей детей с нарушением зрения, смены видов деятельности, чередования сна и бодрствования был составлен режим дня на каждую группу. В течение дня основными формами организации детей были фронтальная, подгрупповая и индивидуальная. Также для детей организовывались конкурсы различного уровня и направленности (интеллектуальные, творческие и т.д.). 

Результативность образовательной деятельности дошкольного учреждения определяется на основе освоения детьми образовательных стандартов (минимум образовательного содержания образования), итогов подготовки детей к школе.

Целью мониторинга усвоения детьми ООП во всех возрастных группах является необходимость определения индивидуального образовательного маршрута для каждого ребенка на текущий учебный год с учетом его индивидуальных особенностей и уровня усвоения программы:

• На начало учебного года определяются стартовые возможности каждого ребенка.

• В январе определяется необходимость корректировок индивидуального образовательного маршрута, который был определен на начало года, планируются индивидуальные занятия, определяются более эффективные методы и приемы повышения активности детей в усвоении программы.

• На конец года констатируется уровень развития ребенка, объем его знаний, умений, навыков.

Диагностическое обследование, проводимое воспитателями, позволяет проанализировать динамику развития и усвоения программного материала, определить  уровень усвоения программы по всем разделам и во всех возрастных группах, а также оценить состояние образовательного процесса, как в каждой возрастной группе, так и в целом по учреждению.

В связи с постепенным вхождением в детский коллектив Учреждения, учетом возрастных особенностей (мониторинг проводился с детьми старше 3-х лет), соматической ослабленностью (не посещение Учреждения по причине болезни) в мониторинге на начало и конец учебного года приняло разное количество воспитанников с нарушением зрения.

 

Результаты мониторинга по разделу программы

«Формирование элементарных математических представлений»

             Уровень

Период

Высокий

Средний

Низкий

Начало года

3-5 %

41-71 %

14-24 %

Конец года

17-31%

28-50%

10-19%

 

Результаты мониторинга по разделу программы «Изобразительная деятельность»

Рисование

             Уровень

Период

Высокий

Средний

Низкий

Начало года

6-10%

30-52 %

22-38 %

Конец года

13-24%

28-50%

14-26%

 

 Лепка

         Уровень

Период

Высокий

Средний

Низкий

Начало года

2-4%

32-55 %

24-41 %

Конец года

17-31%

25-45%

13-24%

 

Аппликация

         Уровень

Период

Высокий

Средний

Низкий

Начало года

5-10%

36-69 %

11-21 %

Конец года

14-31%

23-50%

9-19%

 

Результаты мониторинга по разделу программы «Игровая деятельность»

            Уровень

Период

Высокий

Средний

Низкий

Начало года

4-7 %

35-60 %

19-33 %

Конец года

23-41%

24-44%

8-15%

Опираясь на результаты диагностики, можно сказать, что большая часть дошкольников с нарушением зрения усвоили программный материал. В то же время имеется небольшой процент детей, которые испытывают затруднения в обучении. Основное количество таких детей имеют сложные зрительные диагнозы и нуждаются в индивидуальных формах работы, а также дети, у которых большое количество пропусков, связанных с различными заболеваниями, подготовкой к офтальмологическим операциям. 

 

2. Результаты освоения дошкольниками программы по физическому воспитанию

Проблема оздоровления детей является одной из главнейших задач в дошкольном воспитании. В нашем дошкольном учреждении ведется систематическая работа по физическому воспитанию и оздоровлению детей с нарушением зрения.

Дошкольное учреждение в 2015-2016 учебном году посещало 68 детей.

Распределение детей по группам здоровья и физкультурным группам на начало года осуществлялось следующим образом:

Уч.год

Группа здоровья

2011-2012

(66 человек)

2012-2013

(64 человека)

2013 – 2014

(66 человек)

2014-2015

(68 человек)

2015-2016

(68 человек)

I группа здоровья

0

0

1 чел. (2 %)

1 (1%)

1 (14%)

II группа здоровья

31 чел. (47 %)

33 чел. (52 %)

32 чел. (48 %)

38 (42%)

24 (35%)

III группа здоровья

27 чел. (41 %)

23 чел. (36 %)

25 чел. (38 %)

20 (45%)

39 (57%)

IV группа здоровья

8 чел. (12 %)

8 чел. (12 %)

8 чел. (12 %)

9 (12%)

4 (6%)

На протяжении учебного года осуществлялось решение следующих задач:

- охрана жизни и укрепление здоровья  детей с нарушением зрения;

- своевременное формирование у воспитанников двигательных умений и навыков;

- развитие  физических качеств (ловкости,  силы, быстроты, гибкости, выносливости и др.);

- воспитание и развитие интереса к физическим упражнениям и подвижным играм;

- обучение детей осознанно относится к своему здоровью;

- способствовать формированию моральных качеств и волевых черт (смелости, настойчивости, умение управлять своими эмоциями и др.)

Наряду с задачами по физическому воспитанию решались и коррекционные задачи:

- развитие зрительного восприятия;

- ориентировка в пространстве;

- усиление концентрации внимания;

- тренировка мышц глаз;

-  развитие мелкой и общей моторики.

Целенаправленная физкультурно-оздоровительная работа осуществлялась на физкультурных занятиях. Данные занятия проводились воспитателями групп три раза в неделю: два занятия в физкультурном зале и одно на территории детского сада. Работа проводилась по «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений 4 вида (для детей с нарушением зрения)»

Вся НООД проводилась с учётом возрастных особенностей и медицинских диагнозов детей. В каждом возрастном периоде, наряду с общими задачами охраны и укрепления здоровья детей, НООД по физической культуре были направлены на преодоление недостатков физического развития детей с нарушением зрения. Занятия по физической культуре проводились по традиционной схеме  (вводно-подготовительная часть, основная и заключительная).

Для отслеживания усвоения  программного материала  проводилось тестирование детей по контрольным заданиям. Обследование детей, которое позволяет отследить особенности моторного развития детей, выявить неравномерность в развитии их двигательных функций, давало возможность определить причины отставания или опережения усвоения программы в условиях дошкольного учреждения.

Мониторинг проводится 2 раза в год (в сентябре и в мае).

Упражнения, используемые при мониторинге:

1. На определение скоростных качеств «Бег на 30 метров со старта».

2. На определение физической работоспособности и скоростной выносливости «Бег на 90 метров со старта».

3. На определение силовой выносливости мышц брюшного пресса  «Подъем в сед из положения лежа на спине».

4. На измерение динамической силы мышц нижних конечностей  «Прыжок в длину с места».

Результаты мониторинга по разделу программы «Физическая культура»

              Уровень

Период

Высокий

Средний

Низкий

Начало года

9-16%

32-55 %

17-29 %

Конец года

24-44%

21-37%

10-19%

В конце 2015-2016 учебного года проведён сравнительный анализ освоения воспитанниками программного материала (начало и конец учебного года), который показал положительную динамику физической подготовленности детей.

 

3. Результаты освоения дошкольниками программы по музыкальному воспитанию

Музыкальное воспитание в Учреждении – это целенаправленный, систематически спланированный процесс, направленный на развитие у воспитанников с нарушением зрения любви к прекрасному, обогащение их духовного мира, на приобщение к музыкальному искусству как эстетического средства формирования и развития личности.

Приобщение к различным видам музыкального искусства проходит на музыкальных занятиях, досугах, праздниках, в самостоятельной музыкальной деятельности. В различных видах музыкальной деятельности детей (слушание музыки, пение, музыкально-ритмические движения, музыкально-игровое, танцевальное, песенное творчество, элементарная игра на детских музыкальных инструментах) реализуются такие задачи музыкального воспитания, как:

• приобщение детей с нарушением зрения к музыкальной культуре;

• воспитание любви и уважения к музыкальному наследию и современной музыке;

• формирование художественного вкуса;

• развитие музыкально-сенсорных способностей.

С целью отслеживания результатов работы по музыкальному воспитанию детей, 2 раза в год проводилось обследование воспитанников по методике О. Радыновой.

Результаты мониторинга по разделу программы «Музыкальное воспитание»

             Уровень

Период

Высокий

Средний

Низкий

Начало года

19 -30 %

25- 40 %

18-30 %

Конец года

26-45%

21-36%

11-19%

Опираясь на результаты диагностики, можно сказать, что большая часть дошкольников с нарушением зрения усвоили программный материал по музыкальному воспитанию.

4. Анализ коррекционно-развивающей работы

Коррекционно-развивающая работа с детьми, имеющих нарушение зрения проводилась учителями-дефектологами на основании  «Программы специальных (коррекционных)  образовательных учреждений IV вида (для детей с нарушением зрения) под редакцией Л.И. Плаксиной.

Работа с детьми проводилась по следующим направлениям:

  • Развитие зрительного восприятия детей;

  • Ориентировка в пространстве;

  • Социально-бытовая ориентировка;

  • Развитие связной речи;

  • Коррекционная ритмика

    Коррекционно-развивающая работа с детьми велась учителями-дефектологами в соответствии с перспективно-методическим планом на основе обследования детей по индивидуальной карте развития ребенка. Занятия проводились подгруппами 5-7 человек и индивидуально.

    В начале, середине и в конце учебного года проводилась диагностика уровня развития зрительного восприятия, ориентировки в пространстве, социально-бытовой ориентировки. Итоги диагностики по каждой группе зафиксированы в отчетах учителей-дефектологов за 2015-2016 учебный год.

     

    Общие показатели по каждому разделу коррекционной программы 

    Раздел «РЗВ»

Уровень

Период

Высокий

Средний

Низкий

Начало года

15-25 %

35-58 %

10-17 %

Конец года

21-39%

27-50%

6- 11%

 

Раздел «Ориентировка в пространстве»

Уровень

Период

Высокий

Средний

Низкий

Начало года

9-15 %

38-63 %

13-22 %

Конец года

20-37%

26-48%

8-15%

 

Раздел «Социально-бытовая ориентировка»

Уровень

Период

Высокий

Средний

Низкий

Начало года

12-20 %

39-65 %

9-15 %

Конец года

22-41%

29-54%

3-5%

Сравнительный анализ данных показал, что в целом воспитанники освоили коррекционный раздел программы под ред. Л.И. Плаксиной: улучшилась пространственная ориентировка, сформировались зрительные функции, систематизировались знания об окружающей действительности в соответствии с возрастом.

Работа учителя-дефектолога, осуществляющего коррекцию речевого развития, строилась на задачах годового плана работы Учреждения и тематического плана коррекционно-развивающих занятий. Форма организации образовательной деятельности носила фронтальный, групповой и индивидуальный характер. В своей работе учитель-дефектолог использовал информационно-диагностические карты, составленные на каждого ребенка, а также индивидуальные карты развития ребёнка, рассчитанные на весь период пребывания ребенка в детском саду. Результативность работы оценивалась по данным мониторинга, который предполагал выявление уровня сформированности словаря, грамматического строя речи, звукопроизношения, развития связной речи.

Для отслеживания уровня освоения программного материала, в течение 2015-2016 уч.г. проводилась диагностика детей с нарушением зрения по методике О.И. Крупенчук.

 

Результаты мониторинга по звукопроизношению

Уровень

Период

Высокий

Средний

Низкий

Начало года (57)

5 чел. (9 %)

32 чел. (56 %)

20 чел. (35 %)

Конец года (57)

20 чел. (35 %)

25 чел. (44 %)

12 чел. (21 %)

 

Результаты мониторинга по разделу программы «Развитие речи»

Уровень

Период

Высокий

Средний

Низкий

Начало года

26 %

50 %

 24 %

Конец года

42%

43%

15%

Сравнительный анализ данных показал, что в целом дети усвоили программный материал по речевому развитию. Однако, необходимо учитывать, что детская речь, в частности звукопроизношение, формируется к 5 годам, вследствие этого даже на конец учебного года, сохраняется процент детей с низким уровнем речевого развития.

Коррекционно-развивающая работа с детьми, имеющих нарушение зрения, также проводилась и музыкальным руководителем в процессе образовательной деятельности по коррекционной ритмике. В процессе музыкально-ритмических упражнений, игр, хороводов и плясок, у детей с нарушением зрения развивалась зрительно-пространственная ориентировка, координация и ритмичность движений, совершенствовалось зрительное восприятие.

Для отслеживания уровня освоения программного материала, в течение 2015-2016 уч.г. проводилась диагностика детей с нарушением зрения.

Результаты мониторинга по разделу программы «Коррекционная ритмика»

Уровень

Период

Высокий

Средний

Низкий

Начало года

23-41 %

20-36 %

13-23 %

Конец года

14-32%

18-40%

13-28%

Опираясь на результаты диагностики, можно сказать, что большая часть дошкольников усвоили программный материал по коррекционной ритмике.

В целом, работу специалистов по коррекции имеющихся недостатков у детей с нарушением зрения можно оценить на «хорошо».

В течение учебного года в соответствии с рекомендациями врача-офтальмолога и мед. сестры-ортоптистки, воспитатели групп проводили работу по развитию зрительного восприятия и закреплению результатов аппаратного лечения, которая заключалась в организации специальных лечебных игр и упражнений, физминуток для глаз. С целью отслеживания результатов работы по данному направлению, воспитателями групп был проведен мониторинг.

Результаты мониторинга по коррекционно-развивающей работе педагогов с детьми

 

 

Высокий

Средний

Низкий

Начало года

7-12 %

34-59 %

17-29 %

Конец года

20-36%

25-45%

10-19%

                Анализ данных мониторинга показывает положительную динамику в работе по повышению остроты зрения, развитию зрительного восприятия. Несмотря на то, что в течение 2015-2016 учебного года Учреждение посещало 6 детей-инвалидов, результаты коррекционно-развивающей работы можно считать хорошими.