БДОУ г. Омска "Детский сад № 276 компенсирующего вида"

Статистика
Зарегистрирована: 29.11.2010

Последнее изменение страницы: 14.07.2017
Поделиться

 бюджетного дошкольного образовательного учреждения города Омска «Детский сад № 276 компенсирующего вида»

заведующий Учреждением с 2008 года по настоящее врем Панова Елена Павловна 

1. Высокое качество результатов обучения и воспитания 

Положительная

динамика доли

 выпускников ОУ

2014-2015

2015-2016

2016-2017

Примечания

91 %

 

86%

 73%

 

Процент выздоровления и улучшения зрительных функций

Положительная динамика  выпускников ОУ, продолживших обучение в :

  • Специализированные учреждения;
  • Гимназии, лицеи;
  • Общеобразовательные учреждения;

2014 - 2015

2015-2016

2016-2017

 

Количество

выпускников

(инвалиды)

9

10

 3 (инвалиды)

8

7 

 4 (инвалиды) 

3

7

Положительная динамика  участия воспитанников по годам:

на муниципальном

на региональном

на федеральном

На международном

2013-2014

3

9

10 

2014 - 2015

5

10

8

2

2015-2016

8

9

6

3

 Анализ:  По всем представленным показателям наблюдается положительная динамика качества восстановления зрительных функций и обучения детей не только в общеобразовательных школах, но поступление и дальнейшее обучение в гимназиях, лицеях города Омска.

Уровень социальной адаптации воспитанников, интеграции их в общество нормально видящих сверстников достаточно высокий, показатели их готовности к школьному обучению сформированы.

 За 2016 – 2017 учебный год было адаптировано к новым жизненным условиям  14 выпускника, из которых 4 поступили в школу-интернат № 14 (для слепых и слабовидящих детей), дети-инвалиды, 3 детей поступили в гимназии, лицеи города Омска, 7 детей поступило в общеобразовательные школы, где успешно проходят обучение с нормально видящими сверстниками. Процент выздоровления и улучшения зрительных функций составил у данной категории воспитанников 73 %.

Выпускники нашего учреждения ежегодно показывают свою высокую конкурентную способность перед нормально видящими сверстниками.

Общее количество участников лишь за 2015-2016 учебный год составило 46 человек. Воспитанники стали принимать участие не только в городских конкурсах, но и приняли участие во всероссийских и международных конкурсах. С 2012 г. к участию в конкурсах стали привлекаться дети всех возрастных групп, начиная с младшей.

Результативность образовательной деятельности по представленным показателям достигается за счет целенаправленной работы высоко профессионального, энергичного, психологически совместимого коллектива Учреждения  по внедрению современных педагогических технологий в образовательный процесс. Формированию у воспитанников познавательных, исследовательских, коммуникативных компетенций. Созданию индивидуальных образовательных маршрутов развития на основе данных мониторинга, выстроенных по воспитательским и родительским запросам. Психолого-медико-педагогическое сопровождение коррекционного, воспитательно-образовательного процесса.

Растет степень удовлетворенности родителей результатами деятельности лечения, воспитания, обучения и коррекционной деятельности Учреждения, что подтверждается результатами мониторинговых исследований

2.Эффективное использование современных образовательных технологий, в том числе информационно-коммуникационных, в образовательном процесс

Участие в экспериментальной работе (тема, сроки)

на муниципальном уровне

На региональном уровне

на федеральном уровне

 

Положительная динамика доли  педагогов, работающих по инновационным программам и  участвующих в экспериментальной деятельности

2014-2015

2015-2016

2016-2017

 

7

5

6

Положительная динамика и (или) устойчивость доли педагогических работников, повысивших свою квалификацию.

2014-2015

2015-2016

2016-2017

 

10

10

9

 

Анализ:  Представленные данные показывают, что наблюдается положительная динамика доли педагогов, участвующих в инновационной деятельности.

Расширению возможности использования в профессиональной деятельности педагогов современных образовательных технологий, профессиональному росту педагогов способствует создание в Учреждении специальных условий: проводятся обучающие семинары, консультации, тренинги, круглые столы, проводятся традиционные и нетрадиционные медико-педагогические совет.

 Коллектив педагогов регулярно принимает участие в методических объединениях специализированных учреждениях города Омска, принимает и помогает понять специфику работы в таком коррекционном Учреждении слушателям курсов БОУ ДПО «ИРООО», активно взаимодействует  с кафедрой специальной дошкольной педагогики и психологии БОУ ДПО «ИРООО», ОмГПУ, помогает освоить и понять азы профессии воспитателя детей с нарушениями в развитии студентам БОУ СПО «Омского педагогического колледжа № 1», адаптировать методики музыкального воспитания для категории детей с нарушением зрения студентам БОУ СПО «Омский музыкально-педагогический колледж».

Все педагоги, работающие в БДОУ г. Омска «Детский сад № 276 компенсирующего вида»  имеют образование в области специальной дошкольной педагогики и психологии, получившие знания  для работы с детьми, имеющими нарушения в развитии.

Систематически проходит повышение  квалификации, которое осуществляется на базе БОУ СПО «Омский педагогический колледж № 1», БОУ ДПО «ИРООО» как на бюджетной, так и на внебюджетной основе 1 раз в три года. Свои профессиональные умения педагоги оттачивают, через участие в конкурсах профессионального мастерства, организуемые на различных уровнях

 По результатам, в том числе и инновационной деятельности с 2011 года и по настоящее время  БДОУ г. Омска  «Детский сад № 276 компенсирующего вида» включен в реестр «Лучших образовательных учреждений России».

В 2015 году «Детский сад № 276 компенсирующего вида» вошел в 55 – лучших учреждений города Омска и Омской области.

 3.Сочетание принципов единоначалия и самоуправления

Наличие зафиксированных в Уставе ОУ органов государственного общественного управления, обеспеченных локальными нормативно-правовыми актами (перечислить)

1.Общее руководство Учреждением осуществляет заведующий Учреждением.

2. Родительские советы групп детского сада.

3. В целях осуществления общественного характера управления образовательным учреждением создан и функционирует общесадовый родительский совет.

4.Совет Учреждения.

5.Педагогический совет, при котором созданы методические объединения и методический совет.

6.Психолого-медико-педагогический консилиум (ПМПк).

7.Собрание трудового коллектива.

Работа данных органов государственного общественного управления регламентируется положениями.

Участие в работе органов  государственного общественного управления представителей родительской общественности, общественных организаций, объединений, бизнес-структур

Органы общественного управления (Совета Учреждения) представлены:

родительской общественностью (5 представителей родительской общественности, педагогическими работниками (4 чел., в том числе и заведующим Учреждением).

 

Публикация (в СМИ,  отдельным изданием, в сети Интернет) публичного отчета об образовательной  и финансовой деятельности (перечислить публикации)

Деятельность учреждения неоднократно освещались в СМИ города Омска. Видеосюжеты о дошкольном учреждении, помогающем детям с нарушениями зрения, были показаны в новостных сюжетах (ГТРК «Иртыш», телекомпания «12 Канал», «Антенна -7»  - о возможностях оказания помощи такой категории детей).

Материалы о деятельности Учреждения были размещены в газетах «Московский комсомолец», «Ореол», «Аргументы и факты», «Новое обозрение».

С апреля 2012 года был создан и функционирует по настоящее время сайт дошкольного учреждения: www.ds276.kvels55.ru

Наличие регулярно (не реже 2-х раз в месяц) обновляемого сайта в сети Интернет

Обновление информации на сайте происходит 2 раз в месяц с участием администрации Учреждения, педагогов и родителей.

На сайте имеются рубрики, раскрывающие содержание работы в нашем Учреждении.

Организация органами государственно-общественного управления взаимодействия с социумом, властью, общественными органами; активность общественных управляющих в проявлении гражданских инициатив

Педагогический совет дошкольной образовательной организации – это профессиональное объединение, постоянно действующий орган, в компетенции которого находится рассмотрение основных вопросов учебно-воспитательной работы дошкольной образовательной организации. На педагогическом совете вырабатываются решения по важнейшим вопросам жизни дошкольной образовательной организации, определяются и проясняются стратегические цели, подводятся итоги работы дошкольной образовательной организации и его отдельных подсистем. Родители являются активными участниками жизни дошкольной образовательной организации, принимая вместе с детьми участие в различных конкурсах, как на уровне дошкольной образовательной организации, так и города, региона, России.

Родители воспитанников помогают в решении возникающих вопросов жизнедеятельности дошкольной образовательной организации, текущих, глобальных (благоустройству прилегающей территории Учреждения).

Дошкольная образовательная организация  активно взаимодействует с органами государственно – общественного управления, социумом, властью: проводятся встречи с администрацией округа, депутатами Законодательного собрания и Городского совета.

Наличие органов самоуправления субъектов образовательного процесса и результативность их деятельности

Общее собрание трудового коллектива, Совет Учреждения, методическое объединение педагогов. Родительское участие в жизни детского сада реализуется через родительские собрания, общесадовый родительский совет, Совет Учреждения.

         Результативность: Наши достижения отмечены

Благодарственным письмом Конкурса детского творчества «Безопасность глазами детей» 2016 год; Сертификатами Всероссийского творческого конкурса «Калейдоскоп ярких впечатлений», творческий конкурс «Я любимой мамочке подарю подарочки!» 2016 год; Дипломами Всероссийского творческого конкурса «Мамочка любимая»; Свидетельствами участника Международного конкурса – игра по музыке «Аккорд» 2017 год; Похвальными листами Всероссийского конкурса «Веселый светофор» 2016 год; Грамотами Международного конкурса – игра по математике  «Слон» 2016 год; Свидетельствами участника Международного конкурса – игра по технологии  «Молоток» 2015 год; Дипломами Всероссийский конкурс- игра по окружающему миру (с международным участием) «Сказка к нам приходит в дом» 2016 год; Грамотами Международного конкурса – игра по русскому языку «Еж»; Сертификатами Международный конкурс «День мамы»; Дипломами Конкурса чтецов, посвящённый 70 – летию победы в Великой Отечественной войне 2016 год; Грамотами Всероссийского конкурса «Солнечный круг»; Грамотами Регионального открытого турнира с всероссийским участием «Путешествуй с ПОНИ» 2016 год; Дипломами  Всероссийского конкурса «Все для дедушки Мороза»   2017 год; Дипломами  Всероссийского конкурса «Мое лето – 2016 года» 2017 год  ; Дипломами и  сертификатами  Международного конкурса 1 тур «МИР»          2017 год; Сертификатами  Всероссийского конкурса            «По основам пожарной безопасности «Простые правила»            2017 год; Дипломами  лауреата Всероссийского Конкурса детских творческих работ «Мой папа самый лучший» 2016 год  ;Дипломами  Всероссийского  Конкурса  детских работ «Мамы разные важны» 2016 год ; Дипломами  Всероссийского  Открытого  турнира способностей «РостОК»  (уникум)     2017 год; Дипломами  Всероссийского  Конкурса детских работ «Зимушка - зима» 2017 год; Дипломами  Всероссийского  Конкурса детских творческих  работ «Все для дедушки Мороза» 2017 год; Дипломами  Всероссийского  Открытого  турнира способностей РостОК (интелект) 2017 год; Сертификатами  Всероссийского     Конкурса  для детей дошкольного возраста «Солнечный круг»    2017 год; Сертификатами Международного    Конкурса – игры по физической культуре «Орленок» 2017 год   ; Сертификатами  Всероссийского конкурса по ОБЖ – простые правила    2017 год; Дипломами Международного конкурса 2 тур «МИР» 2017 год     ;Дипломами  Всероссийского  Конкурса творческих работ «Мир игрушек» 2017 год; Сертификатами  Международного конкурса          «Пасхальное воскресенье»       2017 год;Дипломами Областного          Фестиваля  конкурса детского творчества «Пасхальная радость»       2017 год; Сертификатами Международного    Конкурса  по физической культуре для детей особой заботы «Авангард» 2017 год   

Анализ: Общее руководство Учреждением осуществляет заведующий Учреждением, назначенный приказом директора департамента образования Администрации  города Омска.

С 2008 году организована работа родительской общественности детского сада.

С 2009 года создание и работа Совета Учреждения. Работа данных органов государственного общественного управления регламентируется положениями.

Реализуются принципы единоначалия и коллегиальности через медико-педагогический совет, психолого-медико-педагогический консилиум (ПМПк).

Непосредственное участие в органах государственного общественного управления принимают родители (законные представители) воспитанников, которые через такие формы взаимодействия повышают  свою психолого-педагогическую компетенцию, помогая взглянуть на проблемы воспитания и обучения, лечения и коррекцию детей, имеющих нарушение зрения глазами родителей. А также осуществляя выдвижение и поддержку воспитанников и педагогов на мероприятия, конкурсы различного уровня и значения.

Детский сад рассматривается  как открытая образовательная система. Её задача – обратить внимание социума нашего района, города на детей с нарушениями в развитии, на наш детский сад, его проблемы.

 Результаты взаимодействия дошкольной образовательной организации с социумом разные: оказание помощи в ремонте здания, оборудования помещений, приобретении специальных книг для детей с нарушением зрения. Тем же, кто оказывает помощь, детский сад даёт возможность почувствовать себя сопричастными к будущему, потому что дети - это будущее общества.   

4. Создание условий для сохранения здоровья участников образовательного процесса. 

Система физкультурно-оздоровительной работы  (описание  компонентов системы с указанием форм)

В Учреждении создана система физкультурно-оздоровительной работы, включающая:

полноценную и эффективную работу с воспитанниками всех групп здоровья (на специально организованной деятельности по физкультуре, в кружках, на прогулках.);

организацию динамических пауз, физкультминуток, глазодвигательных пауз, гимнастик, способствующих снятию зрительного напряжения, эмоциональной разгрузке и повышению двигательной активности воспитанников;

регулярное проведение спортивно-оздоровительных мероприятий (Дни здоровья, праздники «Папа, мама, я – спортивная семья», спортивные праздники)

ежегодная диспансеризация (медицинские осмотры) воспитанников;

взаимосотрудничество с офтальмологической больницей им. В.П.Выходцева,

проведение дней, недель, месячников безопасности жизнедеятельности и Дня защиты детей, а так же регулярные занятия с воспитанниками по ПДД и ОБЖ;

Здоровьесберегающая инфраструктура образовательного учреждения, создание условий для рациональной организации образовательного процесс

В Учреждении созданы все условия для реализации здоровьесберегающего  пространства, среды, через:

Воспитательно-оздоровительную направленность образовательного процесса, физическое развитие и оздоровление детей,

лечебно-профилактическую работу,

работу  с родителями,

 обеспечение психологического благополучия, а также:

Состояние здания и помещений Учреждения, их содержание соответствует гигиеническим нормативам. Своевременно проводятся косметические ремонты помещений, заменено освещение в 3 группах из 5. Проведен капитальный ремонт кровли.

Во всех группах имеется  ростовая мебель, что соответствует требованиям               СанПин 2.4.1.3049-13

Группы, музыкально-спортивный зал оснащены необходимым развивающим оборудованием и инвентарем.

Учреждение обеспечено необходимым квалифицированным составом специалистов (врач-офтальмолог, медицинская сестра-ортоптистка, медицинские работники, воспитатели, учителя-дефектологи, педагог- психолог, музыкальный руководитель, учитель - логопед).

соблюдаются гигиенические нормы и требования к организации и объему нагрузки воспитанников с нарушением зрения;

расписание специально организованной деятельности составлено с учетом требований СанПин 2.4.1.3049-13;

рациональная организация смены видов деятельности, выдержана прогулка на свежем воздухе через двигательную активность воспитанников с нарушением зрения, соответствующая педагогическим и гигиеническим требованиям;

индивидуализация обучения (учет индивидуальных особенностей развития), работа по индивидуальным образовательным маршрутам;

используются педагогические технологии обучения, адекватные возрастным возможностям и психологическим особенностям воспитанников.

Уменьшение доли обучающихся, получивших травмы во время образовательного процесса

2014-2015

2015-2016

2016-2017

 

Отсутствуют

 травмы

Отсутствуют

 травмы

Отсутствуют

 травмы

 

Уменьшение  доли педагогов, получивших травмы во время образовательного процесса

2014-2015

2015-2016

2016-2017

 

Отсутствуют травмы

Отсутствуют травмы

Отсутствуют травмы

 Анализ:  В Учреждении созданы оптимальные условия, обеспечивающие охрану и укрепление физического и психического здоровья дошкольников. Приобщение дошкольников к ценностям здорового образа жизни. Это достигнуто за счет созданной здоровьесберегающей инфраструктуры, правильно организованной физкультурно-оздоровительной работы. Такая деятельность заключается в рациональной организации воспитательно-образовательного, коррекционного процессов, расширении форм физкультурно-оздоровительной работы, предотвращении у воспитанников чрезмерного функционального перенапряжения и переутомления, снятии перегрузок, нормального чередования деятельности и отдыха. Это способствует нормальному физическому развитию и двигательной активности воспитанников всех возрастов, повышению адаптивных возможностей организма, что является мощным средством сохранения и укрепления здоровья детей.

Результатом работы в этом направлении можно считать положительную динамику количества участников спортивных соревнований и праздников, участия родительской общественности в мероприятиях данного направления, понимающих значимость сохранения и укрепления здоровья детей;

6. Позитивное отношение родителей, выпускников и местного сообщества к учреждению

Отсутствие жалоб

2014-2015

2015-2016

2016-2017

 

Отсутствуют

Отсутствуют 

Отсутствуют 

Освещение школьной жизни в СМИ, Интернет-сети (перечень публикаций по годам)

2014-2015

2015-2016

2016-2017

 

«Об организации прогулок в осенний период» Новостные сюжеты по каналам Омского телевидения.

Реестр «Лучших образовательных учреждений России».

 

Деятельность в рамках реализации проектной деятельности «Клуб заботливых родителей»

Сайт Департамента образования Администрации города Омска

Реестр «Лучших образовательных учреждений России».

Журнал «55- лучших учреждений Омской области»

Реестр «Лучших образовательных учреждений России».

 

Проекты, реализуемые   с участием выпускников, родителей, представителей местного сообщества, их участие в разработке и реализации проектов (подпрограмм) программы развития ОУ

2014-2015

2015-2016

2016-2017

 

  Реализация проектной деятельности «Раз картошка, два картошка – потрудились и за ложку», «Огород круглый год», «Скоро в школу!»

 

Разбивка клумб на территории Учреждение, благоустройство территории.

 

Подготовка к празднованию 50 – летия детского сада.

 

Организация мероприятий к празднованию 70 – летия окончания  Великой отечественной войны

Реализация проектной  деятельности:

«Портфолио дошкольника»,  «Развитие глубинного зрения у старших дошкольников с косоглазием и амблиопией средствами коррекционно – развивающих игр», «Лэпбук как вид совместной деятельности взрослого и детей», «Мы делили апельсин», «Нет лучшего дружка, чем родная матушка», «Ложечка точеная, ножка золоченая»,   «Клуб заботливых родителей»,   «Скоро в школу!», «Первооткрыватели космоса», «Про очки», «Наши младшие друзья кошки», «Здравствуй сказка!»

 Анализ:  Позитивность отношения к Учреждению со стороны социума  подтверждается мониторинговыми исследованиями, проводимыми с участием родителей: положительной динамикой средств родителей, привлекаемых для развития и бесперебойного функционирования Учреждения. Этому в значительной мере способствуют высокие результаты лечения, коррекционной деятельности, обучения и воспитания детей, их участием в различных мероприятиях.  Высокий уровень подготовки выпускников. Созданная в Учреждении атмосфера открытости и сотрудничества «Детский сад для детей!». Благоприятный психологический климат в коллективе детей и сотрудников.

Формирование положительного имиджа Учреждения за счет активного участия в деятельности представителей органов государственно – общественного управления, публикаций в СМИ, своевременно укрепляемой материально-технической базы учреждения и т.д.

7. Реализация программы развития общеобразовательного учреждения

Наличие программы развития (направленность ПР, годы реализации)

Программа развития бюджетного дошкольного образовательного учреждения города Омска «Детский сад № 276 компенсирующего вида». «Психолого – медико – педагогическое сопровождение процесса социализации детей дошкольного возраста с нарушением зрения» была разработана в 2015 году. Целью данной программы является: создание условий для успешного психолого – медико – педагогического процесса  социализации детей дошкольного возраста с нарушением зрения. Основными приоритетными направлениями данной программы явились:

  • Совершенствование содержания и технологий воспитания, обучения и развития;
  • Работа по сохранению и укреплению здоровья ребенка;
  • Повышение профессионализма педагогов как носителя образования;
  • Совершенствования работы с родителями (законными представителями);
  • Повышение качества дошкольного образования;
  • Совершенствования системы контроля качества образования (успешности) дошкольников;
  • Совершенствование работы с социумом.

Годы реализации: 1 этап – диагностический (январь 2016 г.- январь 2017 г.)

    Предполагаемый результат:

  • Укомплектование пакета документов, включающего перспективный план работы образовательной организации, методическое обеспечение по каждому направлению деятельности образовательной организации;
  • Владение специалистами спецификой педагогической деятельности, направленной на процесс социализации воспитанников;
  • Выявление противоречий между обучением и развитием, причин, тормозящих успешность деятельности в направлении социализации воспитанников

На основе проведенной работы за данный период времени  практически укомплектован пакт документов   специалисты систематически повышают уровень своей компетентности, через участие в различного рода методических мероприятиях, проходят курсы повышения квалификации, осуществляют переподготовку.    

2 этап – преобразующий  (сентябрь 2017 г.- сентябрь 2020 г.)

Предполагаемый результат: преобразование механизмов функционирования ДОО  в соответствии с ФГОС ДО, связанное с усилением направленности педагогической деятельности на процесс социализации дошкольников.

3 этап – заключительный  (сентябрь 2020 г. – сентябрь 2021 г.)

Предполагаемый результат:  возможная (при необходимости) корректировка и конечная реализация цели, задач, программ, технологий, системы управления образовательным процессом в связи с переориентацией деятельности образовательной организации в соответствии с ФГОС ДО, а так же усилением направленности педагогической деятельности на процессы социализации дошкольников с нарушением зрения.

Анализ:     В Учреждении созданы оптимальные условия, обеспечивающие охрану и укрепление физического и психического здоровья дошкольников. Приобщение дошкольников и их родителей к ценностям здорового образа жизни. Это достигнуто за счет созданной  здоровьесберегающей инфраструктуры, правильно организованной физкультурно-оздоровительной работы.

8. Создание условий для внеурочной деятельности обучающихся и организации дополнительного образования

Реализация программ дополнительного образования, разнообразие форм организации дополнительного образования в ОУ (перечислить)

2014-2015

2015-2016

2016-2017

Кружковая работа.

Расширение сферы дополнительного образования за счет сотрудничества с ГорДюТЦ,  со школой олимпийского резерва по художественной гимнастике Л.В. Лебедевой», сотрудничество с центром образовательных инициатив (по подготовке детей к школе)

Сотрудничество с центром образовательных инициатив при ОмГПУ (по подготовке детей к школе, обучению английскому языку) 

Кружковая работа.

Сотрудничество с центром образовательных инициатив при ОмГПУ (по подготовке детей к школе) 

Платные образовательные услуги.

 Платные образовательные услуги

Сотрудничество с центром образовательных инициатив при ОмГПУ (по подготовке детей к школе)

 

Положительная динамика и (или) устойчивость доли учащихся, охваченных различными формами дополнительного образования (по годам)

2014-2015

2015-2016

2016-2017

Художественно-эстетическое направление -  17 детей

Коррекционно – восстановительное  направление – 7 детей

Познавательное направление – 5 детей

Сенсорное направление - 6 детей

Художественно-эстетическое направление -  18 детей

Коррекционно – восстановительное  направление – 8 детей

Познавательное направление – 6 детей

Сенсорное направление -6 детей

Художественно-эстетическое направление -  6 детей

Коррекционно – восстановительное  направление – 7 детей

Познавательное направление – 5 детей

Сенсорное направление - 6 детей

Материально-технические условия для организации внеурочной деятельности  (перечислить)

Материально-технические условия для организации дополнительной образовательной деятельности удовлетворительные. Группы оснащены необходимым оборудованием, физкультурным нестандартным оборудованием, аудиотехникой.

Обеспеченность и уровень  квалификации педагогических кадров для реализации программ дополнительного образования детей, в том числе использование ресурсов социума

Для реализации программ дополнительного образования, Учреждение укомплектовано педагогами на 100 %. Из 15 педагогов, с первой – 8, остальные – молодые специалисты, вновь принятые сотрудники.

Финансирование дополнительного образования ОУ  (бюджет, платные дополнительные услуги)

2014-2015

2015-2016

2016-2017

 

 Бюджетное финансирование 

Бюджетное финансирование 

Бюджетное финансирование 

 Анализ (с обоснованием выбора программ дополнительного образования детей):

В учреждении созданы условия по организации дополнительной образовательной деятельности для детей с нарушением зрения, целью которых является организация детей в свободное время по интересам и их способностям. Данные дополнительные образовательные услуги позволяют включить ребенка в новую деятельность в новых условиях. В результате привлечения ребенка с нарушением зрения к участию в дополнительных образовательных услугах создаются условия для более интенсивного, индивидуального развития личности дошкольника, а так же значительно расширяются рамки традиционного образовательного процесса. 

Целью программы является обучение детей  с  нарушением  зрения игре в шахматы.