бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Омска «Детский сад № 276 компенсирующего вида»
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
Тема проекта: «Мы делили апельсин» для детей 4-5 лет, имеющих нарушение зрения
Авторы проекта:
Нефедьева О.О. – учитель – дефектолог, педагог – психолог;
АртеменкоЛ.А. – Учитель – дефектолог по коррекции речи;
Шиапова О.Л. – воспитатель группы «Теремок»;
Ладыгина О.С. - воспитатель группы «Теремок».
Цель: формировать целостное представление о фрукте - апельсин. Расширить и углубить знания детей о полезных свойствах апельсина.
Задачи:
- Изучить методические подходы к формированию педагогической и
информационной компетентности родителей (законных представителей);
- Повысить уровень социальной грамотности детей с нарушением зрения;
- Повысить эффективность педагогического процесса на основе совместной
деятельности всех участников образовательного процесса;
- Развивать фразовую речь детей, расширять и активизировать предметный словарь средствами практической деятельности;
5.Развивать творческие способности детей с недостатками зрительной функции и родителей в совместной деятельности по выявлению свойств апельсина как фрукта;
- Воспитывать эстетические чувства через художественное слово, просмотр мультфильмов, рассматривание иллюстраций (про апельсин, апельсиновые деревья, о строении апельсина);
- Улучшать рефлексию взаимоотношений родителя и ребенка, с целью
успешного преодоления недостатков социальной грамотности через ознакомление с окружающей действительностью.
Участники проекта:
- инициативная группа педагогов ДО,
- координаторы проекта: администрация, методический совет;
- непосредственные участники проекта: дети, посещающие группу «Теремок» их родители, педагоги учреждения компенсирующего вида.
Тип проекта:
- по доминирующей в проекте деятельности - творческий.
-по содержанию: педагогический, художественно-эстетический, познавательный.
- по числу участников проекта: групповой – дети, посещающие группу компенсирующей направленности, для детей с нарушением зрения, (в возрасте 3-5 года), родители (законные представители) воспитанников, педагоги учреждения.
- по времени проведения: краткосрочный, рассчитанный на 11 дней.
- по характеру контактов: открытый, в рамках учреждения.
Актуальность проблемы:
Снижение зрения накладывает специфические особенности на развитие у человека восприятия сенсорных эталонов. Зрительная депривация усложняет взаимодействие детей с окружающей средой, изменяет и искажает воспринимаемые образы предметов, провоцирует у ребенка возникновение своеобразных и специфических особенностей восприятия окружающей действительности.
Для детей данной категории характерно сокращение и ослабление функции зрительного восприятия наблюдается трудности при опознавании рисунков и предметов, а именно: замедленность обзора, неточность, пропуск деталей изображения, снижается скорость зрительного восприятия.
Нередко ребенок не устанавливает смысла различительных, цветовых и других признаков. Также дети с амблиопией и косоглазием испытывают специфические трудности при восприятии изображений. В связи с нарушением бинокулярного зрения возникают трудности, а зачастую неспособность, непосредственно воспринимать предметы, изображенные в перспективе, их детализацию. При амблиопии и косоглазии за счет снижения остроты видения, нарушения бинокулярного зрения, поля взора глазодвигательных и других функций анализирующее восприятие приобретает черты замедленности, фрагментарности, многоэтапности. Монокулярный характер зрения осложняет формирование представлений об объеме, величине предметов, о расстоянии.
Психофизиологические исследования показывают, что ранняя сенсорная депривация вызывает снижение возможности развития зрительного восприятия, формирование образа, не отражает точно и дифференцированно качества внешнего объекта, а также провоцирует дефицит мотивационного компонента внимания, негативность эмоциональной реактивности на внешние воздействия. Избегание новой информации может привести к вторичной задержке психического развития ребенка.
Основные принципы реализации проекта:
-Доступности
- Научности
- Деятельности
- Учета индивидуальных и личностных качеств воспитанников с нарушением зрения
- Учета офтальмологических требований
Этапы реализации проекта
1 этап Подготовительный 2 этап Основной 3 этап Заключительный
Работа с родителями: помощь в организации музея «Апельсин», подготовка совместно с детьми книжки – малышки про апельсин.
Ожидаемые результаты проекта:
- Расширения знаний детей с нарушением зрения по теме проекта;
- Повышение социальной грамотности детей с нарушением зрения и их родителей;
- Повышение эффективности педагогического процесса на основе совместной деятельности родителей, детей и специалистов, администрации учреждения;
- Повышение речевой активности детей с нарушением зрения;
- Формирование элементов творческого воображения;
- Повышение педагогической компетентности родителей по теме проекта.
Фото отчет: