бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Омска «Детский сад № 276 компенсирующего вида»
Педагогический проект «Отважные исследователи космоса» для детей средней группы с нарушением зрения.
Авторы:
Шиапова О.Л.: воспитатель группы «Теремок»
Нефедьева О.О.: учитель – дефектолог
Ладыгина О.С.: воспитатель группы «Теремок»
«Человечество не останется вечно на земле, но, в погоне за светом и пространством, сначала робко проникнет за пределы атмосферы, а затем завоюет себе все околосолнечное пространство» К. Циолковский
Цель: расширять и уточнять знания и представления детей с нарушением зрения о космическом пространстве, солнечной системе и ее планетах, об освоении космоса человеком.
Задачи:
1.Расширять представление детей о многообразии космоса. Рассказать детям об интересных фактах и событиях космоса.
2. Познакомить с известными российскими летчиками - космонавтами.
3. Развивать творческое воображение;
4.Воспитывать взаимопомощь, доброжелательного отношения друг к другу, уважительное отношение и гордость к своей Родине;
4. Повысить эффективность образовательного процесса на основе совместной деятельности всех участников образовательных отношений.
Участники:
- инициативная группа педагогов ДО,
- координаторы проекта: администрация, методический совет;
- непосредственные участники проекта: дети, посещающие группу «Теремок» их родители, педагоги учреждения компенсирующего вида.
Тип проекта:
- по доминирующей в проекте деятельности - творческий.
-по содержанию: педагогический, художественно-эстетический, познавательный.
- по числу участников проекта: групповой – дети, посещающие группу компенсирующей направленности, для детей с нарушением зрения, (в возрасте 4-5 лет), родители (законные представители) воспитанников, педагоги учреждения.
- по времени проведения: краткосрочный, рассчитанный на 10 дней.
- по характеру контактов: открытый, в рамках учреждения.
Актуальность:
Во время активного освоения космического пространства людьми, каждый мальчишка мечтал стать космонавтом, инженером космических кораблей, летчиком испытателем. В 90- х годах у каждого мальчишки, даже дошкольного возраста в арсенале игр было немало сюжетов про космос. В настоящее время в век высоких технологий и масштабной доступности информации, в том числе и о космическом пространстве современные дети перестали мечтать о покорении космоса. Эти мечты стали не актуальна для современных детей. На смену героям космонавтам (Юрий Гагарин, Валентина Терешкова, Герман Титов и т.д.) пришли звездные войны, инопланетные существа (которые порой имеют фантастический внешний вид), герои мультфильмов, которые живут в космосе и т.д. Внешний вид, тип питания и место обитания вымышленных персонажей далек от реальности и тем самым дезинформируют дошкольников.
Детям с нарушением зрения свойственно такое явление как вербализм рассказы о несуществующих планетах, которые далеки от реальности, зачастую вызывают у детей с нарушением зрения отрицательные эмоции, способствуют развитию страхов, у детей формируются стойкие представления о космическом пространстве на основе тех историй и мультфильмах, которые предоставляет современное телевидение.
В связи с этим важно грамотно выстроить работу по формированию у детей с нарушением зрения представлений о космосе, космонавтике, солнечной системе, космическом транспорте и людях, которые осваивали космос и продолжают это делать в настоящее время.
Основные принципы реализации проекта:
Доступности учебного материала. Материал должен быть доступен для понимания детей дошкольного возраста со сниженным зрением.
-Учёта возрастных и индивидуальных особенностей детей. Весь материал наглядный, практический и теоретический будет подбираться согласно возрастным и психическим особенностям детей данной категории.
-Практической направленности обучения. Все подобранные задания предполагали активную практическую деятельность каждого ребенка с нарушением зрения.
- Научности: весь материал используемый педагогами, должен быть научно подтвержден и иметь достоверные источники.
- Учета офтальмологических требований: весь наглядный материал должен учитывать нарушения зрительного анализатора и остроту зрения каждого ребенка.
Этапы реализации проекта
1 этап Подготовительный 2 этап Основной 3 этап Заключительный
Работа с родителями: сбор информации о космосе для изготовления лепбука «Отважные исследователи космоса», изготовление макета космической ракеты, подбор фотографий для коллективной поделки «Отважные космонавты».
Ожидаемые результаты проекта:
- Знания и представления детей с нарушением зрения о космосе устойчивые и разнообразные. Дети могут рассказать некоторые факты о космосе, космонавтах, космическом транспорте и строении солнечной системы.
2.Дети знают и называют имена известных российских космонавтов.
3. Развивать творческое воображение;
4.Доброжелательное отношение между всеми участниками образовательных отношений;
5.Повышение эффективности образовательного процесса за счет совместной деятельности всех участников образовательных отношений.
Фото отчет