БДОУ г. Омска "Детский сад № 276 компенсирующего вида"

г. Омск, ул. Анатолия Маркова, 3,
  тел./факс 45-36-56, тел. 45-36-57

Мы в социальных сетях: https://vk.com/omskdetsad276

Оставить отзыв

 
Служба поддержки
Мэр города Омска
Год семьи
я - родитель
Навигатор
Омский образ. портал
Статистика
Зарегистрирована: 29.11.2010

Последнее изменение страницы: 19.04.2017
Поделиться
Всероссийский опрос

«Игры и упражнения для развития зрительно-моторной координации у дошкольников с нарушением зрения»

Зрительно-моторная координация – это процесс согласования движений и их элементов под контролем зрения в результате совместной и одновременной деятельности зрительного и двигательного анализаторов, преимущественно обеспечивающихся работой теменно-височно-затылочных отделов головного мозга.

Причины, вызывающие отставания в развитии зрительно-моторной координации:

1.нарушение зрительных функций;

несформированность зрительно-пространственного восприятия,

2.. нескоординированность зрительно-двигательных функций,

  1. несовершенство нервной регуляции,
  2. недостаточное развитие механизма программирования сложно-координированных действий,
  3. низкая выносливость детей к статическим нагрузкам.

При недостаточном развитии зрительно-моторной координации у ребёнка отмечается:

  1. трудности в совместной деятельности зрительного и двигательного анализаторов,
  2. затруднения в становлении произвольности действий двигательного анализатора,
  3. неустойчивый почерк(разная высота букв и цифр, неровные штрихи)
  4. медленное и менее качественное выполнение заданий.

Задачи развития ЗМК:

  • Формирование способов восприятия движущихся предметов;
  • Развитие навыка прослеживания глазами за действием руки;
  • Развитие умения удерживать в поле зрения зрительный стимул при выполнении зрительной задачи;
  • Развитие осязания и мелкой моторики;
  • Формирование умения пользоваться карандашом;
  • Развитие умения проводить линии (прямые, косые, изогнутые) от заданного начала к заданному концу, между границами, по образцу;
  • Развитие умения соединять точки прямой линией;
  • Развитие умения выбирать рациональный способ действия при выполнении графических заданий.
  1. Игра «Рисунок из фасоли». Правила игры просты. Из зёрен фасоли вы с ребенком должны составить какой-нибудь рисунок. Помимо моторики рук, у ребенка будет развиваться зрительная память, и выявляться творческие наклонности. Лучше дать ребенку зерна нескольких растений и разных цветов. Таким образом, ребёнок проявит себя в творчестве, его фантазия будет выливаться на бумагу с зернами.
  2. Игра «Бусы». Здесь требуется нанизать бусы на тонкую нитку. Работа очень кропотливая, но хорошо развивающая. Не стоит выбирать мелкие бусины, ведь это приведет к ухудшению зрения у ребенка.
  3. Игра «Сортировка семян». В огромную чашу высыпите зерна разных растений и с ребенком вместе рассортируйте зерна с помощью пинцета. Ребенок будет познавать растения, а вы будете ему в этом помогать. Работа с пинцетом приведет к развитию моторики рук.
  4. Игрушки «Конструкторы». Эти игрушки лучше всех развивают фантазию ребенка. Построив дворец, ребенок будет чувствовать себя архитектором. Такие игрушки очень полезны в возрасте от трех до пяти лет. Развитие фантазии поспособствуют конструкторы из дерева, пластмассы или железа. Есть специальные конструкторы, из которых можно создать машины, вертолеты или что-то тому подобное.
  5. Пластилин. Пластилин является первым шагом ребенка к художеству. Развитие моторики рук здесь очень большое, ведь ребенку понадобятся большие усилия, чтобы слепить что-то красивое. Лепка развивает моторику пальцев и фантазию ребенка. Не стоит недооценивать игры с пластилином. Красочные и яркие формы, созданные руками ребенка, обрадуют вас, на а сам ребенок будет на седьмом небе от счастья.
  6. Игра «Переливание». Учить переливанию жидкости ребенка нужно с малого возраста. Для начала из одного следует научить переливать горох и фасоль из одного сосуда в другой, затем песок, и только потом воду. Занятия поднимут уровень чувствительности у ребенка, потому начинать следует с гороха, и только потом переходить к воде.
  7. Игра «Наматывание ниток». Прежде, чем начать играть в эту игру, следует рассказать чуду, кто такой паук, и как он ловит букашек в свою паутину. Для игры следует подготовить моток ниток и маленькие мягкие игрушки. Задача ребенка заключается в наматывании ниток на мягкие игрушки. Затем он должен размотать их и замотать нитки в моток снова. Так, как нитки будут похожи на паутину, рассказать о пауке ребенку следует заранее.
  8. Игра «Мозаика». Родители заранее готовят тоненькие полоски разноцветной бумаги. Ребенку нужно разорвать бумагу руками и начать склеивать их клеем в разные фигуры. Это хорошо сработает на фантазии ребенка.
  9. Игра «Болты и гайки». Для игры потребуются болты и гайки разных размеров крупной величины. Задача ребенка состоит в прикручивании болтов к гайкам одинаковых размеров.

Работа с лабиринтами

Материал: лабиринт

Ход работы:

  • Ребенок рассматривает лабиринт. Взрослый предлагает ребенку привести Колобка (бусинку) к домику, прокатывая его палочкой.
  • Ребенок прослеживает путь. В конце пути в пустой квадрат кладет нужную геометрическую фигуру.
  • Ребенок прослеживает путь. В конце пути в пустой квадрат кладет квадратик нужного цвета или оттенка.
  • Ребенок прослеживает путь. В конце пути в пустой квадрат кладет нужный блок Дьенеша.
  • Выкладывает путь пуговицами одного цвета (чередуя по цвету; одного размера и т. д.).

 

Палочки-моталочки

Материал:

1 вариант: дорожки, препятствие в конце дорожки, веревочка один конец которой привязан к палочке, а другой к машинке.

2 вариант: веревочка один, конец которой привязан к палочке, а другой к предмету.

Ход работы:

  • 1 вариант: Ребенок наматывает веревочку на палочку (работает пальцами), машинка отъезжает, объезжает препятствие и возвращается. Ребенок следит за машинкой глазами.
  • 2 вариант: Ребенок наматывает веревочку на палочку (работает кисть), предмет поднимается вверх. Ребенок следит глазами за предметом.

Пройди по дорожке

Материал:

1 вариант: бланки с дорожками (дорожки имеют различную фактуру), шарик.

2 вариант: дорожка из ленточек на ковролине, каталочка.

3 вариант: дорожка из проволоки, шарик с дырочкой.

4 вариант: бланк с дорожками, металлический шарик, магнит.

5 вариант: дорожка на полу, шарик.

Ход работы:

  • 1 вариант: ребенок прокатывает шарик по дорожкам (или проводит пальцем по дорожкам), прослеживает движение глазами.
  • 2 вариант: ребенок прокатывает каталочку по дорожке, движение прослеживает глазами.
  • 3 вариант: 1. шарик надет на дорожку из проволоки; ребенок прокатывает шарик по дорожке, движение прослеживает глазами.
  1. держит дорожку с шариком вертикально; шарик скатывается по дорожке, ребенок прослеживает движение шарика глазами.

4 вариант: ребенок перемещает шарик с помощью магнита по дорожке; прослеживает движение глазами.

5 вариант: ребенок прокатывает шарик рукой (ногой) по напольной дорожке.

 

Волшебные ниточки

Материал:

1 вариант: силуэтные изображения, веревочка с липучками, ковролин.

2 вариант: силуэтное изображение из бархатной бумаги, лист бархатной бумаги, трафарет, нитки.

Ход работы:

1 вариант: ребенок прикрепляет силуэт к ковролину, «обводит» его веревочкой по внешнему контуру, прослеживает движение глазами.

2 вариант: 1. ребенок выкладывает ниточку по контуру силуэта.

  1. ребенок выкладывает ниточку по внутреннему контуру, снимает трафарет.

Волшебное стекло

Материал: волшебное стекло, карандаш, лист бумаги с изображением.

Ход работы:

Ребенок обводит предмет, смотря через «волшебное» стекло.

Обведи точно

Материал:

1 вариант: бланк с заданием, лазерная указка.

2 вариант: лист бумаги с изображенным предметом, фломастер, калька.

3 вариант: бланк с заданием, манка или песок, кульки.

4 вариант: фольга, трафарет, ручка.

Ход работы:

1 вариант: ребенок обводит предмет лазерной указкой.

2 вариант: ребенок обводит предмет фломастером через кальку.

3 вариант: ребенок насыпает манку в кулек (внизу кулька дырочка), обводит изображенный предмет манкой.

4 вариант: ребенок обводит трафарет, вместо листа бумаги фольга; рассматривает полученное изображение.                                                                    

Игры с природным материалом

Материал: камешки, ракушки, различные крупы и т.д.

Ход работы:

  1. Выкладывание различных изображений из камушков и т.д.
  2. Поиск предметов в ведерках с крупами.
  3. «Продолжи ряд».

Выложи верно

Материал:

1 вариант: бланки с заданием, пластилин.

2 вариант: бланки с заданием, плоские бусины.

Ход работы:

1 вариант: дети выкладывают жгутиками из пластилина предметы по контурным линиям.

2 вариант: дети накладывают на контурные линии плоские бусины.

Заполни трафарет

Материал: трафарет, крупа.

Ход работы: дети заполняют трафарет крупой, снимают аккуратно трафарет, называют полученное изображение.

Ловец мыльных пузырей

Материал: мыльные пузыри, стаканчики.

Ход работы: Ребенок пускает мыльные пузыри, другие дети ловят их стаканчиками.

Игры с прищепками

Материал: прищепки, веревка, геометрические фигуры, различные изображения.

Ход работы:

1 вариант: дети прикрепляют прищепки на одежду друг к другу, затем с завязанными глазами снимают прищепки друг с друга.

2 вариант: ребенок прикрепляет прищепки к предметным изображениям.

3 вариант: ребенок развешивает геометрические фигуры на веревочке, прикрепляя их прищепками (выбирает фигуры определенного цвета, чередует фигуры в разной последовательности и т.д.).

Надень бусы на леску

Материал: бусины различного размера, формы, цвета; леска, шнурок.

Ход работы: Ребенок нанизывает бусины одного цвета, размера и т.д. на шнурок (леску).

Цветочки

Материал: цветы из верхней части бутылок, шнурки, пробка, лепестки.

Ход работы: ребенок вдевает шнурок в отверстия сделанные в пробке, прикручивает пробку к цветку, подбирает лепестки к цветку по цвету.

Занимательные пробки

Материал: поле с прикрепленными горлышками от соков, пробки.

Ход работы:

1 вариант: прикрутить пробки так же, как показано на образце (пробки отличаются по цвету, оттенку и т.д.).

2 вариант: открутить пробки, найти «клад».

3 вариант: прикрутить пробки с буквами так, чтобы получилось слово.

 

                                                                    Подготовил: учитель-дефектолог Цимбал Ю.В.

                                                 Апрель, 2017

 

      nac-proekt_kou_ashi-17_banner (1)  PHOTO-2022-05-18-08-02-09     служба (1)
 

Анкета для родителей