БДОУ г. Омска "Детский сад № 276 компенсирующего вида"

г. Омск, ул. Анатолия Маркова, 3,
  тел./факс 45-36-56, тел. 45-36-57

Оставить отзыв

 
Статистика
Зарегистрирована: 29.11.2010

Последнее изменение страницы: 26.01.2018
Поделиться

Роль лечения на специальных офтальмологических аппаратах детей дошкольного возраста с нарушением зрения

Наше Учреждение посещают преимущественно дети с косоглазием и амблиопией. Лечение детей с глазной патологией происходит поэтапно: плеопто-ортопто-хирурго-диплоптическое и начинается в основном в раннем возрасте, что является более эффективным в заключительном этапе.

Определяет лечение врач-офтальмолог, осуществляет лечение мед.сестра ортоптистка.    Самым необходимым шагом в предаппаратном лечении детей с нарушением зрения является знакомство с таблицей картинок для исследования остроты зрения Орловой.

Естественно, что лечение детей младшего дошкольного возраста должно быть предельно простым, т.е. мы приучаем малышей к ношению очков и окклюдора, вырабатываем усидчивость, учим просто смотреть на заданный объект, т.е. иллюзион.  На первый взгляд это кажется довольно простыми процедурами, но они являются немаловажным этапом в лечении амблиопии и косоглазия.

Постепенно переводим малышей на более сложные аппараты и даем более сложные задания, приучаем к синоптофору.  Ребенка усаживают на 2 -3 минуты,  ребенок в окклюдоре смотрит на мигающие объекты.

Далее врач-офтальмолог назначает в зависимости от диагноза и от понимания ребенком поставленной перед ним задачи. Прежде чем начать лечение ребенка на синоптофоре, нужно быть уверенным, что он правильно отвечает на вопросы врача офтальмолога, иначе при включении аппарата с неверно определённым объективным углом можно формировать А,К,С, (аномальную корреспонденцию сетчатки) то есть не будет видеть предмет двумя глазами, что в последующем очень долго и сложно поддается лечению косоглазия выработки бинокулярного зрения.

И так, первый этап лечения это плеоптика -  лечение амблиопии. Наша задача поднять, повысить остроту зрения ребенку. Для этого мы выключаем из лечения хорошо видящий глаз нагружая амблиопичный  (ленивый) заставляем его работать. Для этого делаем общие засветы по Гончаровой: в темной комнате фотовспышкой ослепляем плохо видящий глаз и даем нагрузку коррекционными играми.

Для лечения в плеоптический период используются офтальмологические аппараты: локолизатор-корректор или амблиотренер, макулотестер, иллюзион, специальные компьютерные программы.

Когда острота зрения повысится до определенных данных, и зрение будет примерно равноценным обоих глаз, тогда приступаем к лечению косоглазия на СПФ. При занятиях на СПФ надо правильно усадить ребенка, определить дистанцию (межзрачковое  расстояние,  найти объективный угол) и только после этого включаем мигание или колебание на СПФ. Добиваемся у ребенка стойкого, сначала совмещения, затем слияние данных ему объектов, тренируем фузионные резервы, т.е. (учим ребенка, удерживается слитые объекты на максимальном расстоянии от объективного угла).

Если эти функции наработанны (это был ортоптический этап), тогда переходим к хирургическому этапу. Для этого врач-офтальмолог направляет ребенка в детское отделение офтальмологической клиники. Оперирующий хирург - офтальмолог делает четкие расчёты,  определяет на сколько и какую мышцу надо отсечь. После оперативного лечения ребенок находятся в стационаре под наблюдением врача-офтальмолога, где он получает инстилляцию (капают лекарства в оперированный глаз).  После этого пациент возвращается в дошкольное учреждение на долечивание, то есть для закрепления хирургических результатов.

Это значит снова усаживаем  ребенка за СПФ, бивизиотренер, делаем засветы по Чермаку (вспышку перед одним глазом: горизонтальная полоска, цветок - перед другим глазом – вертикальная с закрытыми глазами ребенок должен воспроизвести крестик или цветок в зависимости, что ему предлагаем, он видит светящиеся блики перед закрытыми глазами.

Эта процедура способствует быстрому слиянию объектов на СПФ и развитию в фузионных резервов,  которые мы снова нарабатываем. При правильном,  одновременном зрении или не стойком бинокулярном зрении, подключаем диплоптику 3 этап лечения, стереотренер, разделитель полей зрения,  бивизиотренер.

Несомненно, на протяжении всех этапов лечения дополняет и способствует коррекционная работа, которая играет огромную роль в лечении косоглазия и амблиопии.

Сущность лечения амблиопии и косоглазия заключается в полном выздоровлении,  чтобы после выхода из дошкольного учреждения каждый ребенок мог пойти в общеобразовательную школу, успешно социализировался и в дальнейшем не был ущемлен в выборе профессии.

Одновременное зрение, при котором оба глаза функционируют в одно и то же время, но с раздельными полями зрения, стоит на более высокой ступени, чем монокулярное. При одновременном зрении глаза смотрят на разные пункты в пространстве и видеть предмет отчетливо можно только одним из них. (тот вид зрения характеризуется тем, что, пока человек не фиксирует внимания на каком-либо предмете, а смотрит вообще (панорамно), оба глаза участвуют в зрении. Но как только внимание фиксируется на одной из точек видимого пространства, изображение, принадлежащее другому глазу, немедленно исключается из восприятия

.Бино­кулярное зрение — зрение, позволяющее воспринимать окружающее пространство в трехмерном измерении.

Сте­реоскопическое — совершенное бинокулярное зрение, ко­гда все параметры бинокулярного зрения улучшаются. Раз­витие стереоскопического зрения осуществляется на фоне имеющегося бинокулярного восприятия пространства.

В дошкольном учреждении у детей развивают и закрепля­ют бинокулярное зрение и создают предпосылки для форми­рования совершенного стереоскопического зрения. Нару­шения бинокулярного зрения приводят к неустойчивости и увеличению длительности фиксации взора и прослежи­вающих движений глаз.

Локализаторр-корректор цель: учить фиксировать амблиопичным гла­зом мелкие детали. Развивать зрительное внимание, запо­минание. Учить правильно держать стержень аппарата, не допускать ошибок в программе лечения.

Иллюзион - учить различать и называть ахроматические и хроматические цвета, называть белый, черный цвет. Уз­навать и различать предметы в разных модальностях. Рас­сказывать о порядке выполнения действий, осмысливать и закреплять в слове результат своих действий.

Макулотестер – цель: учить соотносить и подбирать предметы по вели­чине на глаз без нарушения пропорции. Развивать коорди­нацию движения по схеме «глаз-рука». Учить целостно про­слеживать контур предметов сложной конфигурации.

Монобиноскоп - устройство, воздействующее на структуры глаза полихроматическим и монохроматическим излучением. Предназначен для диагностики и лечения амблиопии у детей. Устройство, воздействующее на структуру глаза световым излучением.

 

Хейроскоп - прибор для восстановления бинокулярного слияния и улучшения остроты зрения косящего глаза при амблиопии легкой степени.