БДОУ г. Омска "Детский сад № 276 компенсирующего вида"

г. Омск, ул. Анатолия Маркова, 3,
  тел./факс 45-36-56, тел. 45-36-57

Оставить отзыв

 
Статистика
Зарегистрирована: 29.11.2010

Последнее изменение страницы: 19.04.2018
Поделиться

Познание дошкольниками с нарушением зрения окружающего мира предполагает ак­тивную непроизвольную деятельность, в процессе которой ребе­нок учится способам ориентации среди разнообразия признаков и свойств предметов. Одним из эффективных средств сенсорного воспитания детей дошкольного возраста с нарушением зрения является дидактическая иг­ра, основным элементом которой является обучение детей спосо­бам познания.

По характеру воздействия на процесс сенсорного развития детей с нарушением зрения дидактические игры можно условно разделить на две группы:

1) дидактические игры для развития сенсорной сферы и сенсор­ной деятельности детей с нарушением зрения;

2) логические дидактические игры, назначение которых — смысловая систематизация чувственного опыта.

Игры первой группы развивают умения детей с нарушением зрения различать, срав­нивать, выделять и называть характерные признаки и свойства предметного мира.

В играх второй группы дети с нарушением зрения учатся классификации, группиров­ке, систематизации предметов по общим и отличительным при­знакам.

При классификации дети с нарушением зрения устанавливают общность между пред­метами, образуют пары, группы предметов по цвету, форме, вели­чине, пространственным характеристикам и др.

В играх на систематизацию они соотносят предметы между со­бой только по определенному признаку: предметы одной формы, одного цвета, одного размера и т.д.

По содержанию дидактические игры можно также представить как три вида: игры с предметами, настолько-печатные и словес­ные игры.

Игры с предметами способствуют формированию предметных представлений и действий с предметами, дети учатся анализировать характерные признаки, свойства предметов и явлений. Эти виды игр особенно важны в работе с детьми с нарушением зре­ния, так как в значительной степени способствуют обогащению и уточнению предметных представлений.

Настолько—печатные игры учат детей с нарушением зрения чтению иллюстративно­го материала, осмыслению изображенного, их словесному опи­санию.

Использование словесных дидактических игр в обучении детей с нарушением зрения обеспечивает возможности уточнения, кон­кретизации образов предметов и развития описательной речи, а также способствует осознанию детьми использования зрения при выделении различных свойств и признаков предметов.

Рассмотрим конкретные примеры игр и заданий. Игра «Кто скорее соберет палочки». Детям предлагается в стаканчики опре­деленного цвета собрать палочки такого же цвета. В процессе иг­ры они дифференцируют цвет, считают, сколько всего собрали палочек. Из этих же палочек они выкладывают различные геоме­трические фигуры и простые предметные изображения (домик, флажок, заборчик, елочку и др.).

В задании «Найди такой же» дети дифференцируют от 8 до 12 кругов одного цвета, но разных оттенков. Следует создать ряд от более темного к самому светлому.

В игре «Разложи по цвету» дети по образцу, кто скорее, созда­ют цветовой ряд по оттенкам. Выигрывает тот, кто скорее создаст гамму цветовых оттенков.

В упражнении «От какой бабочки крылья» дети рассматривают изображения крыльев бабочек разной величины (5 пар крыльев). Дети определяют размер и цвет крыльев, рассматривают узор на крыльях, составляют бабочку из частей.

В дидактическом задании «Выложи орнамент» предлагается по образцу составить орнамент из геометрических фигур. При этом дети называют фигуры, их цвет, величину, пространственное по­ложение.

Игра «Подбери чашки к блюдцам». Даются изображения чашек и блюдец или реальные предметы равного цвета. Следует подо­брать к каждой чашке блюдце соответствующего цвета. К играм и материалам, способствующим активизации зрительных функций, можно отнести мозаику, лото, домино, разрезные и сюжетные картинки. Для развития цветоразличения можно применять дидактические игры и упражнения «Найди нужный цвет», «Разложи по оттенкам», «Составь из частей цветок», «Подбери к шарам цветные нитки» и др.

Дидактические игры «Какой предмет больше, меньше?», «Что дальше, что ближе», «Самый длинный, высокий, толстый, тон­кий, короткий, низкий предмет» упражняют детей в развитии глазомера. Развитию зрительного внимания и памяти способст­вуют задания «Угадай, что изменилось», «Чего не стало?», «Най­ди такой же предмет».

В игре «Найди каждому ребенку свою игрушку» дети подбира­ют игрушки: мальчику — самокат, девочке — скакалку, другим де­тям — волчок, мячик и т.д. При этом они определяют, какое дей­ствие характеризует ту или иную позу, когда ребенок играет с иг­рушкой (прыгает со скакалкой, едет на самокате и др.).

В дидактической игре «Одень куклу» дети подбирают по раз­меру кукол соответствующую одежду.

Игра «Какой геометрической фигуры не стало» предполагает упражнение детей на выделение яркости окраски и размера. Де­ти запоминают расположение фигур, а затем педагог одну из них убирает. Надо угадать какая фигура спрятана. В игре «Составь из частей целое» дети составляют из вырезанных частей целое изо­бражение.

Простейшие игры-задания развивают у ребенка с нарушением зрения способность причислять отдельный предмет к классу предметов (важный шаг к дедукции — обобщению).

Таким образом, приведенные игры повышают способности дошкольников с нарушением зрения к обобщению и улучшению ориентации в окружающей действи­тельности, а также развивают и активизируют зрение.

 Консультацию подготовила учитель - дефектолог Цимбал Ю.В.

Апрель, 2018 год