БДОУ г. Омска "Детский сад № 276 компенсирующего вида"

г. Омск, ул. Анатолия Маркова, 3,
  тел./факс 45-36-56, тел. 45-36-57

Мы в социальных сетях: https://vk.com/omskdetsad276

Оставить отзыв

 
Служба поддержки
Мэр города Омска
Год семьи
я - родитель
Навигатор
Омский образ. портал
Статистика
Зарегистрирована: 29.11.2010

Последнее изменение страницы: 27.05.2018
Поделиться
Всероссийский опрос

Для детей с нарушениями зрения характерны повышенная эмоциональная ранимость, обидчивость, конфликтность, напряженность, неспособность к пониманию эмоционального состояния партнера по общению и адекватному самовыражению. Также поведение детей с нарушениями зрения зачастую имеет демонстративный характер.

В каждой группе нашего сада есть дети с нарушением зрения, проявляющие демонстративный характер, взаимодействие с которым имеет свои особенности. Чаще всего реакция на поведение таких детей от­рицательная, применяемые к ним меры ничего не меняют.

Демонстративные дети.

Есть дети с нарушением зрения, которые постоянно требуют вни­мания взрослого. Например: все танцуют, педагог отмечает, что у Оли очень хорошо получается, и тут же Маша падает и кричит, что подвернула ногу. Или воспитатель просит ребят рассказать о птицах и первым спрашивает поднявшего руку Пе­тю, но Максим, который тоже держал руку, постоянно перебивает Петю; после замечания он надувается и начинает довольно громко пинать стол. Или на сделанное замечание Олег устраивает громкий рев, чтобы все видели, какой он несчастный и как его обидели.

У педагогов такие дети часто вызывают не самые приятные чув­ства

Что же служит причиной подобного поведения? Чего добива­ются такие дети с нарушением зрения и как можно и нужно с ними общаться?

Вариант первый. Чаще всего эти дети с нарушением зрения - единственные дети  в семье, к которым родители проявляют гиперопеку. Они похожи на наследных принцев и прин­цесс, которые до попадания в детский сад были абсолютно увере­ны, что они самые главные люди на планете. И вдруг они попадают в место, где таких «принцев» и «принцесс» целая ку­ча, и взрослые вместо того, чтобы смо­треть только на них, смотрят на всех. Тогда, дабы вернуть свое уни­кальное положение, они начинают привлекать внимание к своей особе и делают это постоянно: перебивают других и говорят сами; расталкивая всех, спешат показать свои работы в первую очередь; пытаются руководить игрой других детей. Если добиться внимания не получается, они обижаются, впадают в ярость и начинают драть­ся, перестают слушать взрослых, обзываются.

Многие педагоги ошибочно принимают такое поведение за хамство, или же им кажется, что ребенок нарочно срывает занятия, перебивает. Возникает желание поставить на место, заставить за­молчать, вести себя правильно. Но все это часто приводит к усиле­нию конфликта. Если вначале ребенок пытается привлечь внима­ние своими достижениями, то при постоянных замечаниях совершает только не самые приятные поступки, скатываясь.

Что делать?

Если человек хочет вни­мания, то почему бы его ему не дать? Конечно, не в таком количестве, как дома, но часто бывает доста­точно просто обозначить, что его заметили. Например: «Сейчас от­вечает Петя, а Максим готовится». Проходя между рядами, можно бросить взгляд на рисунок и прокомментировать: «Очень интерес­но!» Также важно давать таким детям задания и поручения, при вы­полнении которых они «законно» оказываются в центре внимания. Например, подготовить рассказ на интересующую его тему; сде­лать ответственным по приносу из дома сказок, которые читаются перед тихим часом; взять под свою опеку младшего члена группы (часто у таких детей лучше выстраиваются отношения с младшими, т. к. в этом случае руководить проще); попросить ребенка поло­жить салфетки около тарелок - и при всей группе поблагодарить за помощь. Когда он занимает нишу, в которой может реализовы­вать потребность быть «звездой», он довольно быстро успокаива­ется.

Вариант второй. Демонстративные дети с нарушением зрения с раннего детства при­выкают, что внимание можно получить, только совершив негативный поступок. Иногда так происходит, когда родители сильно уста­ют или заняты «своей жизнью». Пока ребенок тихий, спокойно играет в своем углу - на него просто не обращают внимания. Лю­бые его попытки привлечь к себе родственников рисунками или построенной башенкой не удаются. А вот разрезанный бабушкин пла­ток, разбитая чашка, порванная книга заставляют родителей тут же бросить все свои дела и обратить внимание на ребенка. Да, оно совсем не позитивное, но все-таки луч­ше, чем никакого.

Иногда демонстративный ребенок - это сестра или брат очень одаренного и успешного ребенка. Родителям просто не до него, т. к. вся энергия уходит на многочисленные кружки, конкурсы и другие важные мероприятия более одаренного старшего брата (сестры). Или наоборот, родился младший, явно соответствующий ожиданиям родителей в отличие от «неудавшегося» старшего. Вновь внимание последнему перепадает, только когда он делает что-то не очень хорошее.

И вот ребенок с такой сформировавшейся привычкой - полу­чать внимание только негативным способом - попадает в дет­ский сад. И начинает действовать, как привык: проливать чай на одежду, разговаривать во время тихого часа и т.д. Также у таких детей есть одна особенность: их ругают, наказывают, а они улыбается. Часто эта улыбочка становится последней каплей: у взрослого появляется непреодолимое желание нака­зать так, чтобы запомнил на всю оставшуюся жизнь, убрать его из группы любыми способами. Собственно именно так большинство взрослых и поступают, искренне веря, что 125-е наказание или 345-я проповедь о том, как надо себя вести, что-нибудь изменят. Очевидно, что все это не работает.

Просто у этих детей с нарушением зрения мало опыта позитивного внимания, поэтому взрослым необходи­мо его формировать. Алгоритм следующий:

  1. Давать четкие и выполнимые задания. Например: «Я хочу, что­бы ты сегодня построил башню и помог отнести чашки». Нужно быть морально готовым к тому, чтобы заметить этот позитив, даже если он длится всего одну минуту, и к тому, что негативное поведе­ние сразу не «рассосется».
  2. Искренне хвалить за позитивное поведение и игнорировать не­гативное. Например: «Очень интересная у тебя башня получилась, и с Васей вы целых пять минут вместе играли. Ты очень аккуратно поставил чашки в раковину. Спасибо!». Но про то, что большая часть башенки упала на того же Васю, а две чашки разбились, - ни слова.
  3. Давать ребенку понять, что хочет взрослый, углубляя получен­ные достижения: «Знаешь, я бы очень хотела, чтобы сегодня ты по­играл с мальчиками больше, чем пять минут, в машинки например.

И, пожалуйста, отнеси свою и Машину тарелки и поставь их так же аккуратно, как вчера».

Действуя таким образом, взрослый постепенно приучает ребенка с нарушением зрения к друго­му виду внимания. И когда малыш видит, что это действительно возможно, что все те качества, которые раньше вызывали у окру­жающих только ужас, можно использовать в «мирных целях», - он начинает меняться!

Конечно, это длительный процесс, но результаты того стоят.

Консультация педагога – психолога Чердынцевой В.А

Май 2018

 

 

      nac-proekt_kou_ashi-17_banner (1)  PHOTO-2022-05-18-08-02-09     служба (1)
 

Анкета для родителей