Познание дошкольниками с нарушением зрения окружающего мира предполагает активную непроизвольную деятельность, в процессе которой ребенок учится способам ориентации среди разнообразия признаков и свойств предметов. Одним из эффективных средств сенсорного воспитания детей дошкольного возраста с нарушением зрения является дидактическая игра, основным элементом которой является обучение детей способам познания.
По характеру воздействия на процесс сенсорного развития детей с нарушением зрения дидактические игры можно условно разделить на две группы:
1) дидактические игры для развития сенсорной сферы и сенсорной деятельности детей с нарушением зрения;
2) логические дидактические игры, назначение которых — смысловая систематизация чувственного опыта.
Игры первой группы развивают умения детей с нарушением зрения различать, сравнивать, выделять и называть характерные признаки и свойства предметного мира.
В играх второй группы дети с нарушением зрения учатся классификации, группировке, систематизации предметов по общим и отличительным признакам.
При классификации дети с нарушением зрения устанавливают общность между предметами, образуют пары, группы предметов по цвету, форме, величине, пространственным характеристикам и др.
В играх на систематизацию они соотносят предметы между собой только по определенному признаку: предметы одной формы, одного цвета, одного размера и т.д.
По содержанию дидактические игры можно также представить как три вида: игры с предметами, настолько-печатные и словесные игры.
Игры с предметами способствуют формированию предметных представлений и действий с предметами, дети учатся анализировать характерные признаки, свойства предметов и явлений. Эти виды игр особенно важны в работе с детьми с нарушением зрения, так как в значительной степени способствуют обогащению и уточнению предметных представлений.
Настолько—печатные игры учат детей с нарушением зрения чтению иллюстративного материала, осмыслению изображенного, их словесному описанию.
Использование словесных дидактических игр в обучении детей с нарушением зрения обеспечивает возможности уточнения, конкретизации образов предметов и развития описательной речи, а также способствует осознанию детьми использования зрения при выделении различных свойств и признаков предметов.
Рассмотрим конкретные примеры игр и заданий. Игра «Кто скорее соберет палочки». Детям предлагается в стаканчики определенного цвета собрать палочки такого же цвета. В процессе игры они дифференцируют цвет, считают, сколько всего собрали палочек. Из этих же палочек они выкладывают различные геометрические фигуры и простые предметные изображения (домик, флажок, заборчик, елочку и др.).
В задании «Найди такой же» дети дифференцируют от 8 до 12 кругов одного цвета, но разных оттенков. Следует создать ряд от более темного к самому светлому.
В игре «Разложи по цвету» дети по образцу, кто скорее, создают цветовой ряд по оттенкам. Выигрывает тот, кто скорее создаст гамму цветовых оттенков.
В упражнении «От какой бабочки крылья» дети рассматривают изображения крыльев бабочек разной величины (5 пар крыльев). Дети определяют размер и цвет крыльев, рассматривают узор на крыльях, составляют бабочку из частей.
В дидактическом задании «Выложи орнамент» предлагается по образцу составить орнамент из геометрических фигур. При этом дети называют фигуры, их цвет, величину, пространственное положение.
Игра «Подбери чашки к блюдцам». Даются изображения чашек и блюдец или реальные предметы равного цвета. Следует подобрать к каждой чашке блюдце соответствующего цвета. К играм и материалам, способствующим активизации зрительных функций, можно отнести мозаику, лото, домино, разрезные и сюжетные картинки. Для развития цветоразличения можно применять дидактические игры и упражнения «Найди нужный цвет», «Разложи по оттенкам», «Составь из частей цветок», «Подбери к шарам цветные нитки» и др.
Дидактические игры «Какой предмет больше, меньше?», «Что дальше, что ближе», «Самый длинный, высокий, толстый, тонкий, короткий, низкий предмет» упражняют детей в развитии глазомера. Развитию зрительного внимания и памяти способствуют задания «Угадай, что изменилось», «Чего не стало?», «Найди такой же предмет».
В игре «Найди каждому ребенку свою игрушку» дети подбирают игрушки: мальчику — самокат, девочке — скакалку, другим детям — волчок, мячик и т.д. При этом они определяют, какое действие характеризует ту или иную позу, когда ребенок играет с игрушкой (прыгает со скакалкой, едет на самокате и др.).
В дидактической игре «Одень куклу» дети подбирают по размеру кукол соответствующую одежду.
Игра «Какой геометрической фигуры не стало» предполагает упражнение детей на выделение яркости окраски и размера. Дети запоминают расположение фигур, а затем педагог одну из них убирает. Надо угадать какая фигура спрятана. В игре «Составь из частей целое» дети составляют из вырезанных частей целое изображение.
Простейшие игры-задания развивают у ребенка с нарушением зрения способность причислять отдельный предмет к классу предметов (важный шаг к дедукции — обобщению).
Таким образом, приведенные игры повышают способности дошкольников с нарушением зрения к обобщению и улучшению ориентации в окружающей действительности, а также развивают и активизируют зрение.
Желаем Вам удачи!
Подготовила: учитель - дефектолог Цимбал Ю.В.
Март, 2020 г.