БДОУ г. Омска "Детский сад № 276 компенсирующего вида"

г. Омск, ул. Анатолия Маркова, 3,
  тел./факс 45-36-56, тел. 45-36-57

Мы в социальных сетях: https://vk.com/omskdetsad276

Оставить отзыв

 
Статистика
Зарегистрирована: 29.11.2010

Последнее изменение страницы: 10.04.2020
Поделиться

 изо Дети с нарушенным зрением развиваются по основным законам, но в то же время психическое развитие этих детей имеет свои специфические особенности. У них имеется значительная диспропорциональность в развитии психических функций, намечается отставание и неравномерность в развитии самих психических процессов.

Зрение остаётся ведущим анализатором. Ребенок с нарушенным зрением пользуется зрением как основным средством восприятия. Осязание и слух не заменяют зрительных функций ребенка. Результаты отрицательного влияния нарушенных зрительных анализаторов (остроты зрения, поля зрения, свето- и цветоразличения) имеют различный характер. Значительно сокращаются зрительные ощущения и восприятие. Соответственно уменьшается количество представлений, ограничивающих возможности формирования образов воображения, изменяется система взаимодействия анализаторов, возникают определенные специфические особенности в процессе формирования образов, понятий, речи, нарушается соотношение образного и понятийного в мыслительной деятельности, наблюдаются отдельные изменения в эмоционально-волевой сере и некоторых свойствах личности, специфический характер приобретает ориентировочная деятельность.

Трудности визуального восприятия детьми элементов и геометрических параметров формы осложняют понимание средств наглядности, формирование соответствующего образа. В форме дети ищут качества и свойства, характеризующие предмет. Форма предмет расчленяется на геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник. Геометрическими параметрами являются размеры, углы между линейными и плоскостными элементами, прямолинейность и кривизна границ формы. Всё это характеризует динамичность, статичность и мерность формы.

Зрительная система должна быть способна не только выделять границу между объектом и фоном, но и уметь следовать по ней. Это осуществляется посредством движения глаз, которые как бы вторично выделяют контур, и является необходимым условием создания образа формы предмета.

Среди детей с нарушениями зрения имеются дети с суженным полем зрения, и это осложняет одномоментное обозрение средств наглядности.

Важными информативными признаками в предметах и изображениях являются цвет и контрастность. Цвет фиксируется визуально и длительное время остается в сознании ребенка. На этапе обнаружения объекта цвет является сигнальным средством, привлекающим внимание. Даже обычное цветовое пятно стимулирует зрительную реакцию. На последующих этапах восприятия цвет служит средством выделения цветности и объемности предмета, связи с окружающим миром.

Известно, что у значительного числа детей с нарушенным зрением ослаблено восприятие красного, зеленого и синего цветов. Форма и степень расстройства цветоразличения зависят от клинической формы нарушения зрения, ее происхождения, локализации и течения.

При восприятии и опознавании предметов глаза совершают последовательный обвод вдоль контура. Дети с узким полем зрения обводят фигуру взглядом несколько раз, у них возникают соскальзывания с контура, частые изменения направления движения, возвраты, увеличивается длительность фиксации.

У данных детей наблюдаются также нарушения двигательных функций глаза: неустойчивость фиксации взора и неравномерность движения глаз, дрожание глаз, нарушение прослеживающих функций, изменение амплитуды движений глазных яблок, некоторые ограничения в повороте глаз. Это затрудняет восприятие предметов и изображений. А также глазомерную оценку пропорций, протяженности, расстояний, то есть прослеживающую функцию глаз. Дети плохо соотносят цветные изображения с предметами и явлениями окружающей действительности.

Движения руки у ребенка с нарушением зрения носят неточный, скованный характер. Нарушение остроты зрения, прослеживающих функций глаза и локализации взора ведёт к тому, что у детей нет ясного видения того, как они выполняют предметно – практические действия и насколько они качественны. Нарушения в формировании навыков мелкой моторики также являются вторичными отклонениями патологии органа зрения. Работа мелкой моторики сопровождается повышенным, чрезмерным напряжением, что в свою очередь ведет к быстрой утомляемости и нежеланию выполнять ребенком задания, связанные с мелкими точными движениями руки: вырезывание по контуру, рисование, штриховка и т. п.

Дети с нарушением зрения сталкиваются с трудностями изобразительного характера, обусловленные нарушением зрительного анализатора. Ребёнок знает, что он хочет изобразить, но не знает, как это сделать. Здесь сказывается не только неумение, но и незнание, отсутствие чёткого представления о предметах окружающего мира.

Неполноценное зрение затрудняет процесс наблюдения (выделение существенных признаков, определение формы, строения и взаимоотношения отдельных частей натурного объекта, хуже соотносят части с целыми), изображение детьми пропорций, передачу перспективы.

Качество рисунка слабовидящего ребенка напрямую зависит от имеющихся у него представлений о предмете и особенностей зрительного и тактильного восприятия. Вместе с тем, благодаря компенсаторным механизмам, логическому (понятийному) мышлению, а также активному функционированию других психических функций (представлений, памяти) дети с нарушениями зрения могут достигать значительных результатов в освоении изобразительной грамоты. занятие по рисованию строится на возмещении, восполнении зрительных недостатков детей с нарушениями зрения. В этой связи на занятиях по рисованию необходимо оказывать коррекционно-педагогическое воздействие на преодоление проблем, связанных с дефицитом зрительного восприятия. На развитие сенсорного восприятия (дети учатся чувствовать форму, свет, тень предметов, их положение в пространстве и отношение друг с другом и т. д.) На накопление представлений и образов предметов (дети учатся оперировать полученными знаниями и навыками, т. е., они способны соотносить их по форме и цвету и т. д.). На оказание положительного влияния на эстетическое воспитание личности, приобщение к искусству; на формирование умений и навыков изображения.

На первых этапах обучения рисованию при очень низкой остроте зрения и сложности зрительной ориентации, возможно применение шаблонов и трафаретов для обводки. Исследования тифлопедагогов показали, что дети лучше запоминают предметы, когда знакомство с ними начинается с осязания. Используется игра «Чудесный мешочек». Воспитатель постоянно нацеливает детей на сравнение своего рисунка с натурой, формирует приемы сличения натуры с изображением, умение вносить необходимые поправки в свой рисунок. Важно точно и конкретно называть все признаки предмета.

Хорошо использовать для описания явлений и свойств окружающего мира художественное слово, которое дополняет и уточняет представление детей, обогащает эмоциональное переживание. На занятиях идет значительная работа по обогащению зрительных представлений детей. Через отображение окружающей действительности дети уточняют свои знания о предметах и свойствах (форма, цвет, величина и расположение). Необходимо, чтобы натура находилась на расстоянии доступном для зрительного восприятия. Для этого на каждый стол нужно поставить изображение предметов, так как у дошкольников с нарушением зрения есть особенность - при изображении больше опираться на имеющиеся представления, чем смотреть на образец.

Во время показа приемов рисования, например, красками, воспитатель должен пользоваться кисточкой большего размера, чем у детей, чтобы были видны линии. Вместо карандаша лучше использовать фломастер, маркер, чтобы детям были видны яркие линии. При фронтальном показе приемов рисования воспитатель должен пригласить детей поближе к себе, чтобы они смогли рассмотреть, как надо выполнять задание. У детей с нарушениями зрения вызывает затруднение изображение предметов в пространстве с учетом их величины. Поэтому воспитатель должен развивать восприятие величины через наблюдение объектов вблизи и вдали. Дети учатся сопоставлять величину предметов в зависимости от их положения в пространстве. Для этого следует подбирать различные картины, где можно показывать изображение перспективы. Содержание рисунков должно соответствовать предметам и явлениям, с которыми дети сталкивались в играх, на занятиях, в повседневной жизни.

Для формирования интереса у детей к изобразительной деятельности, важно чтобы дети знали конечную цель задания (для чего делают и т.д.) К оценке результатов изобразительной деятельности следует подходить индивидуально, дифференцированно с учетом состояния зрения детей, уровня общего развития, имеющихся умений и навыков.

 

Желаем Вам успехов!

 

 

Подготовила: воспитатель группы «Ромашка», Каткеева А.К.

Апрель, 2020 г.