БДОУ г. Омска "Детский сад № 276 компенсирующего вида"

г. Омск, ул. Анатолия Маркова, 3,
  тел./факс 45-36-56, тел. 45-36-57

Мы в социальных сетях: https://vk.com/omskdetsad276

Оставить отзыв

 
Статистика
Зарегистрирована: 29.11.2010

Последнее изменение страницы: 16.04.2020
Поделиться

       Кризис детей 3-х лет.          Как помочь ребенку преодолеть кризисную ситуацию.

Безусловно, что каждый ребенок - особенный. Но все же есть дети, о которых говорят «особенные» для того, чтобы отметить его особые потребности в организации учебного процесса. Развитие и воспитание ребенка с особыми образовательными потребностями требует специальных знаний  об особенностях протекания психических процессов. Для специалистов нашего детского сада важным является надлежащая организация работы по сохранению и укреплению как физического, так  и психологического здоровья детей с нарушением зрения.

Когда малышу исполняется 3 года, многие родители сталкиваются с тем, что ребенок начинает вести себя просто невыносимо, это и относится к детям с особыми образовательными   потребностями. Мамочки огорчаются, ведь это не то поведение, которого они так хотели.

И как же вести себя в этот сложный период, чтобы не обидеть ребенка, возможно помочь ему,  но и самой остаться при здоровых нервах?

Давайте будем разбираться вместе.

Негативное поведение ребенка свидетельствует о наступившем возрастном кризисе.

И сегодня мы постараемся подробно и достоверно узнать, в чем заключается психология кризиса 3-х лет у детей, каким образом он проявляется и как необходимо родителям себя вести, чтобы вместе с ребенком пережить этот период.

Необходимо отметить, что кризисный период в развитии детей с нарушением зрения  проявляется в той же мере, как и у детей с нормой зрения. Только он изменяет свой характер протекания, интенсивность, время наступления, продолжительность и зависит от степени нарушения зрения, остроты зрения, от причины, по которой возникла дисфункция.

Кризис трех лет представляет собой ломку взаимоотношений, которые существовали до сих пор между ребенком и взрослым.

Формируются волевые качества — умение добиваться своего, настаивать на своём решении. Ребёнок учится проявлять себя в эмоциях и действиях, делать выбор, полагаясь на свои ощущения и желания.

Малыши исследуют свою силу и возможности в противостоянии со взрослыми. Приходит понимание «что такое хорошо и что такое плохо», осознаются границы: когда взрослые непреклонны в своём решении, а когда можно настоять на своём.

Дети не хотят испытывать излишний контроль со стороны взрослых и стремятся сделать самостоятельно.

Сложные и серьезные задачи встают перед ребенком с нарушениями зрения в период возрастного кризиса. Малышам сложно еще дается ориентация в пространстве и самостоятельное передвижение без участия взрослого, как бы ему не хотелось. Монокулярный характер зрения определяет недоразвитие микро координации движений, поэтому выполнение заданий с использованием различных предметных действий у этой категории детей менее успешно. У детей сохраняются также трудности в игровой, изобразительной и трудовой деятельности, которые вызваны, в первую очередь, недоразвитием действий с предметами, трудностями их обследования с целью установить их свойства и соотношения, а также снижением познавательной активности.

Становится противоречием желание ребенка  проявить самостоятельность (даже там, где не может справиться с желаемой деятельностью) и его психическими и физическими возможностями. У него появляются капризы, протесты и уход от решения трудной для него задачи.

Феномен "Я сам" означает не только возникновение внешне заметной самостоятельности, но и одновременно отделение ребенка от взрослого человека.

Кризис 3-х лет относится к числу острых. Ребенок неуправляем, впадает в ярость. Поведение почти не поддается коррекции. Период труден как для взрослого, так и для самого ребенка.

Симптомы называют семизвездием кризиса 3 лет.

   негативизм Негативизм –  реакция не на содержание

   предложения взрослых,  а на то, что оно идет от взрослых.

   Стремление сделать наоборот,   даже вопреки собственному желанию.

 

                                                                                                        Упрямство –  ребенок настаивает на чем-то не потому, что хочет, упрямство 

                                                                                 а потому, что он этого потребовал,  он связан своим первоначальным решением.

                   строптивостьСтроптивость - она безлична, направлена

                  против норм воспитания  образа жизни,

                  который сложился до трех лет.

                                                                                   

                                                                                                Своеволиесвоеволие 

                                                                           Стремится все делать сам

  протест бунт Протест-бунт – ребенок в состоянии войны и конфликта  с окружающими.

Симптом обесценивания –  проявляется в том, что ребенок  начинает ругаться, дразнить и обзывать родителей. обесценивание 

                      деспотизм Деспотизм – ребенок заставляет родителей делать все, что он требует.

                      По отношению к младшим сестрам и братьям   деспотизм проявляется как ревность                                                 

 

 

Давайте рассмотрим их подробнее.

При этом  обращаем внимание на то, что данные характеристики  кризиса 3-х лет приближены к особенностям поведения детей с нарушением зрения во время протекания возрастного кризиса.

Негативизм. Ребенок дает негативную реакцию не на само действие, которое он отказывается выполнять, а на требование или просьбу взрослого. Он не делает что-то только потому, что это предложил ему определенный взрослый человек. Вообще негативизм избирателен: ребенок игнорирует требования одного члена семьи или одной воспитательницы, а с другими достаточно послушен. Главный мотив действия — сделать наоборот, т.е. прямо противоположное тому, что ему сказали.

На первый взгляд кажется, что так ведет себя непослушный ребенок любого возраста. Но при обычном непослушании он чего-то не делает потому, что именно этого ему делать и не хочется — возвращаться домой с улицы, чистить зубы или ложиться вовремя спать. Если же ему предложить другое занятие, интересное и приятное для него, он тут же согласится.

В 3 года он впервые становится способен поступать вопреки своему непосредственному желанию. Поведение ребенка определяется не этим желанием, а отношениями с другим, взрослым человеком. Мотив поведения уже находится вне  ситуации, данной ребенку. Конечно, негативизм — кризисное явление, которое должно исчезнуть со временем. Но то, что ребенок в 3 года получает возможность действовать не под влиянием любого случайно возникшего желания, а поступать, исходя из других, более сложных и стабильных мотивов, является важным завоеванием в его развитии.

Вторая характеристика кризиса 3 лет — упрямство. Это реакция ребенка, который настаивает на чем-то не потому, что ему этого очень хочется, а потому, что он сам об этом сказал взрослым и требует, чтобы с его мнением считались. Его первоначальное решение определяет все его поведение, и отказаться от этого решения даже при изменившихся обстоятельствах ребенок не  может.

Упрямство — не настойчивость, с которой ребенок добивается желаемого. Упрямый ребенок  настаивает на том, чего ему не так уж сильно хочется, или совсем не хочется, или давно расхотелось.

Допустим, ребенка зовут домой и он отказывается уходить с улицы. Заявив, что он будет кататься на велосипеде, он действительно будет продолжать кружить по двору, чем бы его ни соблазняли (игрушкой, десертом, гостями), хотя и с совершенно унылым видом.

В переходный период может появиться строптивость. Она направлена не против конкретного взрослого, а против всей сложившейся в раннем детстве системы отношений, против принятых в семье норм воспитания. Ребенок стремится настоять на своих желаниях и недоволен всем, что ему предлагают и делают другие. «Да ну!» — самая распространенная реакция в таких случаях.

Своеволие.  Разумеется, ярко проявляется тенденция к самостоятельности: ребенок хочет все делать и решать сам. В принципе, это. положительное явление, но во время кризиса гипертрофированная тенденция к самостоятельности приводит к своеволию, она часто неадекватна возможностям ребенка и вызывает дополнительные конфликты со взрослыми.

Протест – бунт.  У некоторых детей конфликты с родителями становятся регулярными, они как бы постоянно находятся в состоянии войны со взрослыми. В этих случаях говорят о протесте-бунте. В семье с единственным ребенком может появиться деспотизм. Ребенок жестко проявляет свою власть над окружающими его взрослыми, диктуя, что он будет есть, а что не будет, может мама уйти из дома или нет и т.д. Если в семье несколько детей, вместо деспотизма обычно возникает ревность: та же тенденция к власти здесь выступает как источник ревнивого, нетерпимого отношения к другим детям, которые не имеют почти никаких прав в семье, с точки зрения юного деспота.

Симптом обесценивания. Интересная характеристика кризиса 3 лет, которая будет присуща всем последующим переходным периодам — обесценивание. Что обесценивается в глазах ребенка? То, что было привычно, интересно, дорого раньше, 3-летний ребенок может начать ругаться (обесцениваются старые правила поведения), отбросить или даже сломать любимую игрушку, предложенную не вовремя (обесцениваются старые привязанности к вещам) и т.п.              

 очки Кризис трех лет для детей с нарушением зрения усугубляется меньшей их активностью и самостоятельностью и большей зависимостью от окружающих взрослых.

Желание детей быть самостоятельным наталкивается на объективные и неосознаваемые ими трудности ее осуществления в различных формах деятельности, особенно связанных с контролем за движениями, совместными действиями с другими детьми и взрослыми.

Огромную роль в возникновении кризисных ситуаций и неуправляемого поведения детей играет неумение родителей оказать своевременную помощь, гипер опека, боязнь допустить ребенка к самостоятельной деятельности, оказание постоянной мелочной помощи из-за возможного травмирования.  Не дают ему и шагу ступить без разрешения взрослого. Неудивительно, что малыш будет доказывать обратное, что существенно осложнит проблемный период. Такая позиция родителей приводит к появлению у ребенка негативизма, упрямства, строптивости, своеволия и даже деспотизма, то, что характеризует поведение ребенка в кризисных периодах.

Отсутствие внимание родителей усугубляет трудности становления самостоятельности. Ребенок, сталкиваясь с трудностью, очень надеется на мамину помощь и поддержку. Для малыша важен эмоциональный, тактильный контакт с родителями. Он стремится вызвать отклик, его истерика—попытка достучаться до взрослых.

ВАЖНО: От вашего поведения будет зависеть продолжительность сложного периода и сложность его течения

Если кризиса не избежать  и с ребенком невозможно справляться,что же делать? звезда 

  • Думаю, самое главное, это проводить больше времени с ребенком. Не нужно бросать домашние хлопоты, нужно общайтесь со своим чадом в процессе выполнения домашних обязанностей.
  • Не превращайте воспитание в гипер опеку. Такие сжатые рамки не позволяют ребенку проявлять себя, от чего в нем и будут нарастать враждебные отношения с окружающими
  • Не нужно все запрещать ребенку. Запрещайте только то, что действительно опасно: играть со спичками, к примеру. Но если ребенок хочет залезть на горку, с которой он может упасть — позвольте ему это сделать. Просто в этот момент будьте готовы его поймать.
  • Родители должны одинаково воспитывать ребенка. Непозволительно, когда один разрешает, а другой запрещает. Это приведет лишь к негативному отношению ребенка к источнику постоянных запретов
  • Хвалите ребенка за интерес к чему-то и попытки быть самостоятельным. Даже если самостоятельно ребенок будет одеваться дольше — не нужно вырывать одежду из рук и перенимать эстафету. Ведь ребенок будет просто счастлив от своей самостоятельности.
  • Предоставляйте право выбора. Не говорите: «Мы идем гулять!». Лучше спросите: «Ты сегодня пойдешь пешком или на велосипеде?». Ребенок будет доволен возможностью принять решение и не поймет вашей хитрости
  • Если ребенок уже впал в истерику — подождите. Только когда малыш успокоится — спокойно, но уверенно объясните ему все
  • Вам будет сложно выслушивать ежедневно необоснованные истерики, но ваша задача — не срываться. Крик на ребенка лишь усугубит ситуацию. Малыш станет еще более агрессивным
  • Не говорите, что чей-то ребенок лучше делает. Сравнивайте его лишь с самим собой. Например, скажите: «Сыночек, вчера ты нарисовал солнышко аккуратнее». Так, вы вроде бы и не ругаете, и в тоже время намекаете, что стоит постараться
  • Никогда не говорите ребенку, что он плохой. Говорите, что так вести себя некрасиво
  • Поддерживайте ребенка. Если у ребенка не получается надеть колготки — не ругайте его. Скажите: «Доченька, у тебя почти получилось. Ты — молодец. Давай я немножко помогу»
  • Если ваш малыш пытается добиться чего-то истерикой — не поддавайтесь. Иначе вы лишь дадите ему знак, что это действенный метод получить желаемое
  • Не ленитесь отвечать на многочисленные вопросы ребенка
  • Играйте и веселитесь вместе с ребенком. Он должен чувствовать вас своим другом
  • Устраивайте семейные посиделки, праздники, игры. Именно в кругу свое семьи - родители и дети. Сделайте ребенка помощником, преподнеся новые обязанности в игровой форме: помочь помыть овощи, протереть пыль с мебели. Это вполне доступно в три года вашему ребенку.
  • Ребенок отказывается есть то, что вы приготовили? Попробуйте включить его в процесс приготовления, рассказывайте ему, как вы готовите, пусть нальет воду в кастрюлю, помогите ему посолить салат. Пусть поиграет с крупой, из которой вы собираетесь варить кашу.
  • Задумали стирку? Налейте вместе с ребенком в тазик воду, пусть стирает платочки. Только сразу покажите, как это делается.

Родителям ребенка с нарушением зрения стоит помнить, что любые манипуляции учим совершать таким образом: берём руки ребенка в свои и вместе с ним совершаем действия. Затем пусть пробует сам.

Очень важно приучать малыша к самостоятельности, он многое уже может делать сам, поверьте.  Для ребенка очень важно понимать, что он уже может что то сделать сам!

Кризис 3-летнего возраста – не повод паниковать и считать своего ребёнка плохим и неуправляемым. Через этот период проходят все дети, но в ваших силах сделать его протекание максимально безболезненным и плодотворным для малыша. Для этого нужно лишь уважать его как личность.

Используемые источники:

Детская психология: Методические указания. / Автор-составитель Р. П. Ефимкина. –Новосибирск: Научно-учебный центр психологии НГУ, 1995.–33с.Кулагина   И,Ю.   Возрастная   психология   (Развитие   ребенка   от   рождения   до   17   лет):   Учебноепособие. 5-е изд. — М.: Изд-воУРАО, 1999. —176с.

Кулагина   И,Ю.   Возрастная   психология   (Развитие   ребенка   от   рождения   до   17   лет):   Учебное пособие. 5-е изд. — М.: Изд-воУРАО, 1999. —176с.

Кулагина   И,Ю.   Возрастная   психология   (Развитие   ребенка   от   рождения   до   17   лет):   Учебное

пособие. 5-е изд. — М.: Изд-воУРАО, 1999. —176с.

Солнцева Л.И. Тифлопсихология детства. - М.: "Полиграф сервис", 2000. - 250 с.

Специальная психология : учеб. пособие для студ., обучающихся по психологическим специальностям / И.Е. Валитова.– Брест : БрГУ, 2013. – 461 с.

Статья «Кризис 3 лет у детей: как проявляется, симптомы. Как вести себя родителям при детском кризисе 3 лет?» https://heaclub.ru/krizis-3-let-u-detej-kak-proyavlyaetsya-simptomy-kak-vesti-sebya-roditelyam-pri-detskom-krizise-3-let Статья «Как преодолеть кризис 3 лет у ребенка» https://www.beremennost-po-nedeliam.com/deti/god-i-tri/psixologiya/krizis-3-let.html

Педагог-психолог Гут Т.А.

 Апрель 2020г.