БДОУ г. Омска "Детский сад № 276 компенсирующего вида"

г. Омск, ул. Анатолия Маркова, 3,
  тел./факс 45-36-56, тел. 45-36-57

Мы в социальных сетях: https://vk.com/omskdetsad276

Оставить отзыв

 
Служба поддержки
Мэр города Омска
Год семьи
я - родитель
Навигатор
Омский образ. портал
Статистика
Зарегистрирована: 29.11.2010

Последнее изменение страницы: 29.04.2020
Поделиться
Всероссийский опрос

Эмоциональная сфера является важной составляющей в развитии детей дошкольного возраста, так как никакое общение, взаимодействие не будет эффективным, если его участники не способны, во-первых, «читать» эмоциональное состояние другого, а во-вторых, управлять своими эмоциями. Понимание своих эмоций и чувств также является важным моментом в становлении личности растущего человека.

Эмоциональная сфера человека – это сложная система взаимодействующих и взаимообусловливающих состояний и чувств. Эмоциональная сфера является регулятором отношений человека к внешнему миру. Чувства, как «эмоциональные контакты» человека сами по себе являются сущностью его психологической реальности и определяют его поведение. А эмоции являются материалом для развития и изменения чувств и содержанием ситуационной эмоциональной жизни.

Жизнь современных детей почти не отличается от жизни взрослых. Они так же активны, динамичны и заняты. Как и к взрослому, к ребенку-дошкольнику предъявляются повышенные требования, что приводит к постоянному возрастанию частоты и интенсивности эмоциональных нагрузок. Дети стали меньше общаться с взрослыми и сверстниками, а больше замыкаются на телевизорах и мобильных гаджетах, хотя именно общение в значительной степени обогащает чувственную сферу. Взрослые часто не задумываются, что развитие ребенка имеющего нарушение зрения теснейшим образом связано с особенностями мира его чувств и переживаний. Способность осознавать и контролировать свои переживания, понимать эмоциональные состояния других людей является основой становления личности самого дошкольника.

Долгое время приоритет, как родителями, так и педагогическими работниками, отдавался познавательному и интеллектуальному развитию ребенка с нарушением зрения. Но как справедливо указывал Л. С. Выготский: «Только согласованное функционирование этих двух систем, их единство может обеспечить успешное выполнение любых форм деятельности».

Основным принципом Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования становится «поддержка разнообразия детства; сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека».

Самоценность детства – понимание (рассмотрение) детства как периода жизни значимого самого по себе, без всяких условий; значимого тем, что происходит с воспитанником здесь и сейчас.

Стандарт направлен на решение такой задачи как «охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия».

Ниже в таблице представлены направления развития детей, предусмотренные ФГОС ДО и опосредующие развитие эмоциональной сферы дошкольника (таблица 1).

Таким образом, можно решать задачи развития эмоциональной сферы ребенка с нарушением зрения во всех образовательных областях (как в непосредственно организованной, так и в свободной деятельности воспитанника).

Говоря об эмоциональном развитии дошкольника с ОВЗ, мы не можем не остановиться на проблемах эмоциональной сферы детей с нарушением зрения.

Таблица – 1. Направления развития детей, предусмотренные ФГОС ДО и опосредующие развитие эмоциональной сферы дошкольника.

Направление развития

Развитие эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста

Социально-коммуникативное развитие

·         развитие общения и взаимодействия ребенка с взрослыми и сверстниками.

·         развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости и сопереживания.

·         формирование позитивного отношения к различным видам деятельности.

Познавательное развитие

·         развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации

·          формирование познавательных действий, становление сознания

·         развитие воображения и творческой активности

·         формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира

Речевое развитие

·         владение речью как средством общения и культуры.

Художественно-эстетическое развитие

·         развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы.

·         становление эстетического отношения к окружающему миру

·         стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений

 

Физическое развитие

 

·         становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере

·         становление ценностей здорового образа жизни

 

Как следствие всего этого – трудности в установлении контактов с окружающими, что ведет к развитию у ребенка с нарушением зрения тревожных состояний, страхов, неуверенности в своих силах и негативно влияет на становление детской личности.

Исследования и опыт Л. И. Плаксиной, В. З. Денискиной, В. А. Феоктистовой, показывают, что из-за патологии зрения у детей могут наблюдаться некоторые специфические особенности эмоционального развития:

  • недостаток целостности осмысления, понимания эмоциональных переживаний и состояний других людей;
  • неправильное толкование эмоций, недостаток знаний об эмоциях;
  • недостаток представлений детей с нарушением зрения о внутреннем мире людей;
  • наличие негативной рефлексии (неуверенность, тревожность, импульсивность).

Задача педагогов и дефектологов коррекционного детского сада – помочь ребенку с нарушением зрения сформировать представления об эмоциональных проявлениях, мимике, жестах, о правилах поведения и взаимоотношениях людей, т.е. сформировать социальный и эмоциональный опыт.

Формы работы ДОУ с детьми с нарушением зрения по развитию эмоциональной сферы:

  1. Художественный текст и адаптированные рисунки. Детям, с остротой зрения выше 40% можно предложить чтение специально подобранного текста и показа к нему адаптированных картинок, иллюстрирующих ход событий рассказа. Картинки изображают, как правило, несложный сюжет, где четко видны проявления эмоциональных состояний героев. Затем дети рассматривают иллюстрации еще раз и пытаются изобразить такие же эмоции на своем лице.
  2. Тактильные книги и пиктограммы. Воспитанникам, имеющим нарушение зрения, предлагают тактильные пиктограммы с различными видами рельефов, тактильные книги, барельефные пособия. Для слепых и слабовидящих ребят наглядным пособием может выступать и сам педагог. Ребенок тактильно обследует свое тело и лицо, лицо педагога. При изучении мимических выражений, эмоциональных состояний нужно четко выделять педагогу косметикой на лице брови, глаза, рот, чтобы слабовидящие дети могли воспринимать лицо не только осязательным, но и доступным зрительным способом. Обследование обязательно должно сопровождаться словесным описанием.
  3. Игровая деятельность. Использование игр на соотнесение и узнавание эмоций, типа «Лото», «Собери портрет», «Нарисуй портрет»; тематические разрезные картинки. Используются игры «Зеркало», «Обезьянка», требующие имитации выражений лица. Для графического запоминания различных эмоций используют различные обводки, прорисовки, шаблоны, трафареты. Для изучения жестов и поз можно использовать «шарнирного человечка», а также игры со схематическим изображением поз человека. В этом случае необходимо использовать прием «сопряженных действий», рекомендуемый В. З. Денискиной, который помогает детям с нарушением зрения принять нужную позу.
  4. Музыкальные занятия. Эмоциональный комфорт детям с нарушением зрения могут обеспечить занятия музыкальным искусством – пение, слушание музыки и творческая импровизация. Если нет особых рекомендаций врача-офтальмолога, на музыкальном занятии можно использовать прыжки, приседания, подскоки, движения руками. Получающие соответствующее музыкальное оформление, эти движения приобретают требуемую поведенческую окраску и тем самым трансформируются в воодушевленные эмоциональные процессы. Выполняемые детьми задания, усложняя по мере надобности, становятся для них источником эстетического удовольствия.
  5. Психогимнастика. Использование различных этюдов на имитацию движений тела различных животных, героев мультфильмов, сказок с произношением текста этюда. Музыкальное сопровождение, способствует развитию воображения, фантазии, возникновению добрых и положительных эмоций.
  6. Театрализованная деятельность. Считается неисчерпаемым источником развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий, способом приобщения к духовному богатству. Ребенок познает мир умом и сердцем, выражая свое отношение к добру и злу, познает радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе. Взаимодействие детей и взрослых на праздниках, в игровых, танцевальных и театрализованных моментах способствуют укреплению доверия эмоциональных контактов и взаимопониманию.
  7. Конкурсы и соревнования. Участие воспитанников в различных соревнованиях и конкурсах: танцевальных, поэтических, спортивных способствуют развитию положительных эмоций, преодолению такой негативной рефлексии, как тревожность, неуверенность, импульсивность.
  8. Художественное творчество. Занятия художественным творчеством и ручным трудом способствуют становлению эстетического отношения к окружающему миру, развитию желания делать приятное близким людям. Работа с различными видами природного и бросового материала, бумаги, различные виды ткани обогащает чувственный опыт детей.

Планомерная, систематическая и целенаправленная работа всех специалистов, воспитателей и родителей по развитию эмоциональной сферы дошкольников с нарушением зрения дает положительные результаты. Задачи коррекции и преодоления трудностей эмоциональной сферы решаются в разнообразной деятельности детей во всех образовательных областях.

Подготовил: учитель-дефектолог гр. Ромашка, Иванова Алина Ильнуровна

Апрель, 2020г.

 

      nac-proekt_kou_ashi-17_banner (1)  PHOTO-2022-05-18-08-02-09     служба (1)
 

Анкета для родителей