БДОУ г. Омска "Детский сад № 276 компенсирующего вида"

г. Омск, ул. Анатолия Маркова, 3,
  тел./факс 45-36-56, тел. 45-36-57

Мы в социальных сетях: https://vk.com/omskdetsad276

Оставить отзыв

 
Служба поддержки
Мэр города Омска
Год семьи
я - родитель
Навигатор
Омский образ. портал
Статистика
Зарегистрирована: 29.11.2010

Последнее изменение страницы: 08.05.2020
Поделиться
Всероссийский опрос

Консультация для родителей

Уважаемые родители,  время летит очень быстро! Ещё совсем недавно вы радовались появлению на свет  вашего малыша, его первым шагам, словам и поступкам. Испытывали волнение, впервые отправив ребенка в детский сад. И вот он уже собирается в школу. Пора задуматься о выборе школы и готовности ребенка к школьному обучению.

Модернизация специального образования в России за последние годы направлена на обеспечение различным категориям детей с особыми образовательными потребностями равных возможностей к выбору обучения в образовательных учреждениях как специальных коррекционных, так и общеобразовательных. Успешность обучения данных категорий детей в школе зависит от того, насколько они подготовлены к учебной деятельности.

Подготовить ребенка с нарушением зрения к школе – это значит сформировать физическую, умственную и личностную готовность к жизни и систематической учебной деятельности в школе. Рассмотрим каждую из них.

Физическая готовность включает наличие нормального здоровья у детей и необходимых двигательных навыков, предусмотренных программой детского сада.

Умственная готовность предполагает наличие определенных базовых знаний об окружающем мире и простейших закономерностях, происходящих в нем, способов умственных действий, обеспечивающих познавательную деятельность, а также свободное речевое общение, достаточный словарный запас, адекватное понимание слов, правильный грамматический строй речи.

Личностная готовность подразделяется на мотивационную, волевую и эмоциональную. Мотивационная готовность – сформированность положительных мотивов и поведения, т. е. подчинение сиюминутных желаний требованиям школьной жизни. Волевая готовность – устойчивость внимания, умение преодолевать трудности, чувство ответственности. Эмоциональная готовность – умение работать сообща, доброжелательность, готовность уступить, помочь, самоограничение в интересах коллектива.

Психологами отмечено, что уровень готовности детей с нарушениями зрения к школе значительно ниже, чем у нормально развивающихся детей. Это связано с недостаточной  сформированностью у них компенсаторных приспособлений.

Изучение состояния физического развития детей с патологией зрения показывает, что они зачастую физически ослаблены, легко подвергаются простудным и инфекционным заболеваниям. Многие из них перенесли одну, а иногда и больше операций органа зрения.

Содержательная сторона умственного развития детей с нарушением зрения, их вооруженность знаниями как основой будущей умственной деятельности в школе и процессуальная сторона, т. е. владение способами умственной деятельности, порой отстают от программных норм. Для успешного обучения в школе у ребенка с особыми образовательными потребностями необходимо развивать восприятие,  произвольное внимание, словесно-логическое мышление, что позволит полноценно воспринимать и усваивать информацию.

В процессе развития восприятия нужно знакомить ребёнка с эталонами цвета, формы, величины; ребенок должен вслушиваться в звуки, выделять их в речевом потоке, различать между собой, чтобы ошибки произношения не отражались на письме. Обратите внимание, может ли Ваш ребенок произносить слова сложные по слоговой структуре и слова со встречающимися противоположными по звучанию звуками (регулировщик, чистильщик, парикмахерская, универсам, коромысло, экскаваторщик, воротничок, аквариум и др.)

Дошкольники с нарушением зрения испытывают серьезные трудности в определении пространственного расположения предметов. У большинства из них имеются сложности в выполнении практических действий, в ориентировке на своем теле, рабочей поверхности. В норме ребенок с нарушением зрения к шести годам должен уметь определять направление (слева, справа, впереди, сзади, вверху, внизу), уметь выполнять инструкции, построенные на умении ориентироваться. Для этого малышу можно предложить, например: дотронуться левой рукой до правого уха, сделать два шага влево, поставить стул перед собой, нарисовать круг над квадратом, а между ними поставить «галочку», слева от круга нарисовать звездочку, а справа от квадрата - елочку и т.д. Ориентировка на листе бумаги (середина листа, верхний левый угол, правый нижний и т.д.) должна быть полностью усвоена ребенком.

Недостатки зрительного восприятия, отрицательно влияют на развитие мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, обобщение и т.д.) детей, что значительно затрудняет их учебно-познавательную деятельность.

Для развития зрительного внимания можно предложить ребёнку с амблиопией и косоглазием выполнить работу по образцу: сложить мозаику по схеме-рисунку, вычеркнуть определённые элементы из ряда предложенных, раскрасить эти элементы (рисунки) в определённые цвета.

Чтобы определить объём внимания ребёнка, можно провести такую игру. Разложите на столе 10-15 небольших предметов и накройте их платком или салфеткой. Затем откройте предметы на 3 секунды и вновь закройте их. Сколько предметов ребёнок сможет назвать? Полезно сравнение двух картинок с 10-15 различиями.

Зрительная память формируется при выполнении следующих видов игр и упражнений: назвать, что было нарисовано на перевернутой картинке, рассказать о взаимоположении предметов на картинке, разложить картинки (или предметы) в том порядке, что был предъявлен, запомнить и воспроизвести фигуру, сложенную из палочек. Запоминание картинок, фигур, символов (до 10 штук).

Слуховое внимание, восприятие и слуховая память развивается при выполнении следующих видов работ: выделение звука (слога, слова) из ряда других, дополнить фразу (вставить пропущенное слово), повтор 10 слов или цифр, пересказ текстов. Для развития слуховой памяти потренируйте ребенка запоминать ряд слов, стихотворение, запоминать и выполнять многоступенчатую инструкцию (например: возьми книгу, подойди к окну и сядь на стул).

Для развития словесно-логического мышления учите ребёнка сравнивать предметы между собой, находить отличающиеся от других (сначала по форме, цвету и величине), объединять предметы в группу, исключать «лишний» из понятия (например, чашку из предметов мебели, яблоко из овощей и т.п.), учите детей отгадывать загадки, объяснять пословицы.

Самый важный способ развития (относящийся и к речи, и к вниманию, и к общению, и к памяти, и к воображению, и ещё ко многому другому) - читать ребёнку книги. Следует читать (или рассказывать) детям сказки не менее получаса в день. Беседуйте о прочитанных  книгах, пытайтесь  выяснить, как ребёнок понял их содержание, сумел  ли вникнуть в причинную  связь  событий, правильно ли оценил  поступки действующих лиц,  способен ли доказать, почему одних героев он осуждает, других  одобряет, и др.

Особенность детей с нарушениями зрения – это отставание  в личностной готовности к школьной жизни. Это проявляется в недоразвитии у детей мотивов игровой и учебной деятельности, в несформированности многих волевых качеств личности (например, умения слушать педагога, выполнять трудные задания, доводить начатую работу до конца и т.п.). У значительной части детей с амблиопией и косоглазием наблюдаются сложности в общении с другими детьми и взрослыми, отсутствие направленности личности на совместную, т.е. коллективную деятельность.

Конечно, лучше подготовить  ребенка к этому серьёзному событию.  

Не следует при этом действовать по принципу «чем больше развивающих занятий, тем лучше он будет подготовлен к школе». Это приводит к умственной и физической перегрузке ребёнка с нарушением зрения, что может отразиться на его здоровье.

Возможно заранее необходимо позаботиться о здоровье ребёнка. Плавание, прогулки, велосипед - это занятия, способствующие будущему успешному вступлению в школьную жизнь. Так же  полезны занятия физической культурой, игры на свежем воздухе, закаливание.

Если у ребёнка есть особые проблемы, связанные с нарушением зрения, речи или моторики,  тогда  требуется консультация специалиста, которая поможет  родителям определиться со сроками поступления в школу и с выбором учебного заведения.

Не торопитесь с походом в школу, если замечаете, что у ребёнка игровой интерес значительно преобладает над познавательным, ему не хочется идти в школу, трудно сидеть на месте, выполняя  какое-то несложное задание. В этом случае лучше организовать постепенное вовлечение ребёнка в учебную жизнь через систему разнообразных групп по подготовке к школе.

Родителям ребенка 5-6-7 лет с нарушением зрения нужно научить обследовать предметы, выработать у него желание познавать мир, развивать любознательность. Для этого родители должны использовать любые подходящие ситуации – прогулки, экскурсии, поездки за город и т. д. Важно, чтобы сами родители не стеснялись зрительного нарушения своего ребенка, останавливались у каждого незнакомого для ребенка предмета и давали ему возможность его исследовать, указывая существенные и характерные признаки предмета. Интересны и очень полезны для детей с нарушенным зрением в лесу или парке игры: «Кто первый заметит?», «Кто первый услышит?», «Что изменилось?». Их смысл ─ заметить изменения и установить их причину. Больше разговаривайте со своим ребёнком. К детским вопросам надо всегда относиться с уважением. По возможности отвечайте на все его вопросы. Отмахиваясь от детских вопросов, родители  подавляют  «пытливость детского ума», а значит, и тягу к знаниям, и желание учиться. Объясняйте непонятные явления, ситуации, суть запретов и ограничений. Внимательно слушайте ребёнка, старайтесь понять, что именно заинтересовало его в предмете или явлении, о котором он спрашивает. Ответы давайте короткие, доступные пониманию ребёнка, избегайте сложных слов, книжных оборотов языка.  Ответ взрослого должен не только давать ребёнку новые знания, но  и побуждать его к дальнейшим наблюдениям и размышлениям. Поэтому,   поощряйте самостоятельную умственную деятельность ребёнка, отвечая на его вопрос встречным: «А как ты думаешь?».   Отвечая на вопрос ребёнка, влияйте на его чувства, воспитывайте чуткость, тактичность к окружающим людям.  Будьте терпеливы, говорите спокойным тоном и не старайтесь навязать ребёнку собственную мысль. Учите выражать свои желания, чувства и переживания, понимать поведение своё и других людей.

В формировании позиции школьника у детей с нарушением зрения большую роль играет трудовое воспитание и навыки самообслуживания. В трудовом воспитании будущего первоклассника на первый план выступает воспитание правильного отношения к своему труду и труду своих близких. Родители детей с нарушением зрения часто освобождают ребенка от трудовых обязанностей, что невольно вызывает и формирует у него сознание исключительности своего положения, мнение о том, что взрослые должны заботиться о нем. В дальнейшем это может перерасти в эгоизм и иждивенчество. Поэтому родители должны приучать их самостоятельно справляться с простейшими видами бытового труда: убрать игрушки, заправить свою кровать, помочь накрыть на стол, вытереть пыль или смести крошки со стола, вымыть посуду после чая.  Так же и простейшие навыки  самообслуживания – одеваться, обуваться. Это нужно не только для того, чтобы он был самостоятельным. Есть еще очень важная задача в воспитании ребенка – развитие его руки. Ведь рукой он будет писать. Она должна быть физически крепкой и очень ловкой, способной к нежным и легким движениям. Застегивая пуговицы, определяя по осязанию лицевую и изнаночную сторону одежды, ребенок упражняет свою руку.

Во время летних каникул, перед поступлением в школу можно организовать развивающие занятия с ребенком. Проводить занятия нужно не спонтанно, а примерно в одно и то же время (лучше утром), в удобном для Вас и ребенка месте. Их проведение станет для ребенка привычной и неотъемлемой частью жизни, что будет способствовать более быстрой адаптации к школьному режиму.

У будущего первоклассника должно быть своё личное пространство и рабочее место, за которым ему будет удобно сидеть и заниматься. Рабочее место не должно быть перегружено предметами, хорошо освещено. Во время работы в поле зрения ребёнка не должно быть отражающих поверхностей.

За полгода - год до начала школьной жизни ребенка ознакомьтесь с режимом школы, где ему предстоит учиться и старайтесь вместе с ребенком примерно следовать этому режиму. Подъем в одно и то же время, занятия со сменой разных видов деятельности (познавательная, физическая, изобразительная). Обязательное чередование режима работы и отдыха.

Проводя с ребёнком занятия, следует придерживаться определённых правил:

  • Перед каждым занятием объясняйте ребёнку его цель: «Что будем

делать, как, для чего». Продолжительность занятия не должна быть больше 30 минут, поскольку интенсивная работа без отвлечений длится у ребёнка 5-7 минут. Через 5-7 минут активной работы проводите короткую физкультминутку, используя упражнения на расслабление и для воспитания правильной осанки, уделяйте специальное внимание упражнениям для глаз;

  • Занятия начинайте с разминки. Это могут быть пальчиковые игры, артикуляционная гимнастика. Выполнение заданий начинайте с повторения (лёгкого задания), затем переходите к новому, более сложному и заканчивайте занятия заданиями, в которых у ребёнка нет особых трудностей;
  • Занимаясь с ребёнком, следует оставаться спокойным и доброжелательным, тон разговора должен быть ровным и спокойным, замечания - поддерживающими. Учите ребёнка задавать вопросы, если что-то непонятно, и объяснять, что вызывает у него затруднения. Не торопите ребёнка при выполнении заданий, позвольте ему самому выбрать оптимальный темп деятельности. Установку всех заданий следует делать не на скорость, а на качество;
  • Если необходимо сделать коррективы в ходе работы, сделайте это сразу, так как ребёнок может непроизвольно заучить ошибку. Старайтесь избегать слов: «неправильно», «не так», лучше: «давай внимательно посмотрим», «попробуем сделать ещё раз» и т.д. Оценивая работу, обязательно отметьте, что сделано правильно. Обратите внимание на ошибки и объясните, как их нужно исправить;
  • В ходе каждого занятия найдите повод похвалить ребёнка, ведь он очень ориентирован на внешнюю, Вашу оценку. Поскольку ему пока трудно составить мнение  о себе самом, он создаёт свой собственный образ из тех оценок, которые слышит в свой адрес. Не акцентируйте внимание ребёнка на неудаче. Он должен быть уверен, что все трудности и проблемы преодолимы и успех возможен.
  • Очень важно следовать рекомендациям врача-офтальмолога, исходя из особенностей зрения ребенка. При нарушенном зрении нужно правильно выбрать место расположения стола будущего школьника, так как в данном случае «угол зрения» существенно влияет на профилактику и лечение заболеваний глаз. Обратить особое внимание на освещение. От родителей во многом зависит, чтобы зрение ребенка в процессе обучения не снижалось.

В занятиях с ребенком с нарушением зрения нужна мера. Не заставляйте ребенка делать упражнение, если он вертится, устал, расстроен; займитесь чем-то другим. Постарайтесь определить пределы выносливости ребенка и увеличивайте длительность занятий каждый раз на очень небольшое время. Предоставьте ребенку возможность иногда заниматься тем делом, которое ему нравится.

Развивайте в ребенке навыки общения, дух сотрудничества и коллективизма; научите ребенка дружить с другими детьми, делить с ними успехи и неудачи: все это пригодится в социально сложной атмосфере школы.

А самое главное, постарайтесь не воспринимать занятия с ребенком как тяжелый труд, радуйтесь и получайте удовольствие от процесса общения, никогда не теряйте чувство юмора. Помните, что у вас появилась прекрасная возможность подружиться с ребенком.

Успехов вам и – больше веры в себя и возможности своего ребенка!

 

Использованные источники:

Никулина Г.В., Волкова И.П., Фещенко Е.К. Оценка готовности к школьному обучению детей с нарушениями зрения: Учебное пособие / Под ред. Г.В. Никулиной. -- СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2001. - 84 с.

Литвак, А. Г. Тифлопсихология / А. Г. Литвак.– М.: Просвещение, 1985.

Мастюкова, Е. М. Специальная педагогика. Подготовка к обучению детей с особыми проблемами в развитии. Ранний и дошкольный возраст / Е. М. Мастюкова.– М.: Классик Стиль, 2003.

Плаксина, Л. И. Теоретические основы коррекционной работы в детских садах для детей с нарушением зрения / Л. И. Плаксина.– М.: ГороД, 1998.

Солнцева, Л. И. Тифлопсихология детства / Л. И. Солнцева.– М., 2000.

Методические рекомендации для родителей по подготовке детей с нарушением зрения к обучению в школе. https://nsportal.ru/detskiy-sad/materialy-dlya-roditeley/2013/11/06/metodicheskie-rekomendatsii-dlya-roditeley-po

Особенности подготовки детей с нарушением зрения к школе. https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2016/02/03/osobennosti-podgotovki-detey-s-narusheniem-zreniya-k-shkole

Рекомендации родителям по подготовке к школе детей с нарушением зрения. https://www.rosinka41.ru/DswMedia/rekomendaciiroditelyampopodgotovkekshkoledeteysnarusheniemzreniya.docx

 педагог-психолог  БДОУ г. Омска «Детский сад № 276 компенсирующего вида» Гут Т.А.

Май, 2020год.

 

 

      nac-proekt_kou_ashi-17_banner (1)  PHOTO-2022-05-18-08-02-09     служба (1)
 

Анкета для родителей