БДОУ г. Омска "Детский сад № 276 компенсирующего вида"

г. Омск, ул. Анатолия Маркова, 3,
  тел./факс 45-36-56, тел. 45-36-57

Мы в социальных сетях: https://vk.com/omskdetsad276

Оставить отзыв

 
Статистика
Зарегистрирована: 29.11.2010

Последнее изменение страницы: 19.05.2020
Поделиться

Появление в жизни людей COVID-19 несет множество изменений в привычном ее укладе. Существует мнение о начале «Новой жизни». Но, как обычно, все новое несет с собой различные трудности и требует умения приспосабливаться к новым условиям.

Ограничительные меры для соблюдения безопасности и предупреждения распространения коронавируса в первую очередь требуют изменения условий работы детского сада. В этот период коллективу детского сада необходимо обеспечить развитие детей в формате дистанционного дошкольного образования, в том числе, и детей с особыми образовательными потребностями. На плечи педагогов и специалистов детского сада легла непростая задача – пересмотреть привычные формы, методы и способы работы. Перестроить образовательный процесс для возможности обучения детей с нарушением зрения в дистанционном режиме. Эта задача решается только при тесном взаимодействии  детского сада и семьи, в единстве работы педагогов и родителей.

При дистанционном обучении воспитатель выступает в роли тьютора, наставника и помощника. Родителям же отводится роль педагога. Сегодня, наряду с общественным, вновь возрастает ценность семейного воспитания. Известно, что эмоциональная привязанность к родителям у детей с нарушением зрения очень высока. Психическое развитие детей, их эмоциональное благополучие зависит от окружающих взрослых.  Семья для ребенка с нарушением зрения - это ещё и источник общественного опыта. Здесь он находит примеры для подражания, здесь происходит его социальное рождение.

Идея взаимосвязи общественного и семейного воспитания нашла свое отражение в ряде нормативно-правовых документов:  «Конвенция о правах ребенка»; "Семейный кодекс Российской Федерации" от 29.12.1995 N 223-ФЗ (ред. от 06.02.2020); Федеральный закон от 24.07.1998 N 124-ФЗ (ред. от 27.12.2019) "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».  

Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 24.04.2020) "Об образовании в Российской Федерации". Статья 44. Права, обязанности и ответственность в сфере образования родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся:

1. Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка.

  1. Органы государственной власти и органы местного самоуправления, образовательные организации оказывают помощь родителям (законным представителям) несовершеннолетних обучающихся в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития.

В связи с такими задачами педагоги детского сада обязаны обеспечить тесное сотрудничество и взаимодействие с родителями воспитанников в рамках единого образовательного пространства  на всем протяжении дошкольного этапа ребенка. Одним из основополагающих признаков единого образовательного пространства и условием его создания является наличие общих целей, задач воспитания детей, которые сформированы в единой программе воспитания, обучения и развития дошкольников с нарушением зрения.

Инициатором установления сотрудничества являются педагоги детского сада, поскольку они профессионально подготовлены к образовательной работе, а, следовательно, понимают, что ее успешность зависит от согласованности и преемственности в воспитании детей с особыми образовательными потребностями. Педагог осознает, что такое сотрудничество должно быть установлено в интересах ребенка и  успех зависит от осознания и понимания родителями.

Важнейшим способом реализации сотрудничества педагогов и родителей является организация их совместной деятельности, в которой родители – не пассивные наблюдатели, а активные участники процесса, т.е. включение родителей в деятельность детского сада.

Перед педагогами сегодня стоит важная задача - вооружение семьи педагогическими знаниями и умениями в теоретической и практической  деятельности. Педагоги и родители как партнеры должны дополнять друг друга.

Взаимодействие педагогов с родителями предполагает соблюдение как общепедагогических, так и специфических условий. Таковыми являются:

  • взаимопомощь, взаимоуважение;
  • взаимное доверие во взаимоотношениях между педагогом и родителями;
  • соблюдение такта, чуткости, отзывчивости по отношению друг к другу;
  • учет своеобразия условий жизни каждой семьи, возраста родителей, уровня подготовленности в вопросах воспитания;
  • сочетание индивидуального подхода к каждой семье с организацией работы со всеми родителями группы;
  • взаимосвязь разных форм работы с родителями;
  • одновременное влияние на родителей и детей с нарушением зрения;
  • обеспечение в работе с родителями определенной последовательности, системы.

Педагогам детского сада приходится искать новые удобные и безопасные формы работы с воспитанниками и их родителями. На данном этапе является важным непрерывно продолжать развитие детей с особыми образовательными потребностями. Для этого разрабатываются всевозможные консультации, фото и видео материалы, которые служат помощью для родителей в вопросах воспитания и обучения детей с нарушением зрения в семье. Проводится анкетирование родителей с целью выявления успешности новых форм и способов работы в режиме дистанционного обучения, для корректировки дальнейшего образовательного процесса. Воспитатели и специалисты всегда открыты для сотрудничества, готовы оказать помощь и поддержку. При любых затруднениях, волнующих вопросах родитель может обратиться к любому педагогу детского сада за консультацией.

Новый вид деятельности - обучение в дистанционном режиме вызывает дискомфорт и неудобство не только для родителей, но и для детей. Особенности зрения ребенка не позволяют проводить много времени у экрана компьютера и затрудняют усвоение материала. Педагоги детского сада разработали конспекты  занятий с учетом особенностей нарушения зрения детей: сократили время занятия, обеспечили доступность материала,  включили в свои занятия глазодвигательную гимнастику, физ.минутки, упражнения на аккомодацию.  Главная на сегодня задача  - как можно интересней завлечь ребенка к данному заданию. И если у ребенка что-то не получается, не расстраивайтесь, не ругайте ребенка за ошибки. Помните, ребенку с нарушением зрения очень трудно сосредоточиться: он быстро утомляется, отвлекается, особенно в тех случаях, когда работает с опорой на зрение. Постарайтесь помочь ребенку сконцентрировать  внимание на предлагаемом материале, подскажите, как можно справиться с заданием. Постарайтесь убедить ребенка (в доброжелательной форме) в необходимости выполнения задания. Конечно, время для игр никто не отменял, ведь ведущая деятельность ребенка - это игра.  Но если мы сможем объяснить ребенку важность выполнения этих заданий всего лишь на некоторое время, то он никогда не откажет. Тем более после этого его ждет та самая игра, от которой он не хочет отвлекаться.

Безусловно, для родителей сейчас тоже нелегкое время: домашние хлопоты занимают большую часть дня, одновременно нужно быть и мамами-папами, и сотрудниками своих предприятий, и педагогами, взяв на себя некоторые функции учителей по организации образовательного процесса  (у кого есть школьники), а тут еще занятия с детского сада.

Но не нужно паниковать и расстраиваться. Поверьте, все сложности можно преодолеть и остаться при крепких нервах. Просто нужно посмотреть на все происходящее с другой стороны. Ведь теперь вы можете уделить время домашнему хозяйству больше времени и сделать все отложенные на потом дела. А самое главное у вас появилось больше времени для общения со своими детьми. Вы можете стать для ваших детей источником вдохновения на новые  интересные дела, партнером, другом и союзником в их детском мире. Сделать это не так сложно, как вам может показаться. Самое главное, принять это решение и начать испытывать НЕ эмоции раздражения от вынужденного сидения дома, а эмоции радости от совместного проживания текущей ситуации вместе со своим самым близким человеком на свете - ребенком!

Неблагоприятная обстановка влечет за собой множество изменений в привычном укладе жизни человека. Нам ежедневно приходится искать новые пути и возможности, приспосабливаться к новым условиям. Многое приходиться делать по-новому. Образование и развитие наших детей тоже сейчас происходит по-новому. Приобретение ребенком высокого уровня знаний, умений и навыков, удовлетворение интересов родителей, формирование единого пространства, возможно только при условии создания новой системы при взаимодействии родителей и педагогов детского сада, в основе которого лежит сотрудничество!

педагог-психолог  БДОУ г. Омска «Детский сад № 276 компенсирующего вида»    Гут Т.А.

Май, 2020год.