БДОУ г. Омска "Детский сад № 276 компенсирующего вида"

г. Омск, ул. Анатолия Маркова, 3,
  тел./факс 45-36-56, тел. 45-36-57

Мы в социальных сетях: https://vk.com/omskdetsad276

Оставить отзыв

 
Статистика
Зарегистрирована: 29.11.2010

Последнее изменение страницы: 19.05.2020
Поделиться

 Формирование финансовой грамотности дошкольников

с нарушением зрения,

через реализацию проектной деятельности.

Цимбал Ю.В., учитель-дефектолог

БДОУ г. Омска «Детский сад № 276  компенсирующего вида»,

Панова Е.П., заведующий

БДОУ г. Омска «Детский сад № 276  компенсирующего вида»

Руденко Е.А., методист,

БДОУ г. Омска «Детский сад № 276  компенсирующего вида»

Согласно Стратегии повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017-2023 годы, Финансовая грамотность - результат процесса финансового образования, который определяется как сочетание осведомленности, знаний, умений и поведенческих моделей, необходимых для принятия успешных финансовых решений и в конечном итоге для  достижения финансового благосостояния.

Повышение интереса к экономическому воспитанию в новых и весьма противоречивых условиях социальной жизни закономерно, так как от экономической культуры во многом зависит преодоление трудностей в политической, социальной и культурной жизни общества.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования ставит задачу формирования общей культуры личности детей, частью которой и является экономическая культура личности дошкольника (характеризующаяся представлений   об   экономических   категориях, нравственных качествах: бережливость, смекалка, трудолюбие, умение планировать дела, осуждение жадности и расточительности).

Обращение к экономическому воспитанию детей дошкольного возраста является актуальным вопросом на современном этапе, так как дети быстрее впитывают атмосферу новой реальности, лучше адаптируются к ней.

В современном мире ребенок поневоле встречается с экономикой, даже если его не учат этому. Он узнаёт, что такое «моё»«твоё»«наше»«обмен»«деньги»«цена» и прочее.

Введение элементов экономического воспитания в образовательную деятельность с дошкольниками - это необходимость ещё в детстве дать детям представление о рыночной экономике и её закономерностях, способствовать развитию самостоятельности детей.

Современные дошкольники прагматичны, мобильны, инициативны, любознательны, что позволяет им приобрести (при помощи  взрослых) первичный опыт ориентировки экономических явлениях, который часто формируется стихийно, искаженно,  на бытовом уровне.

Учитывая особенности развития детей с нарушением зрения, стоит отметить, что ограниченные социально-бытовые представления об окружающем мире не позволяют  детям в полной мере ориентироваться в понятиях, связанных с экономикой и финансовой грамотностью. Детям тяжело самостоятельно устанавливать причинно-следственные связи, понимать, как формируется бюджет, что такое деньги и откуда они берутся, как ими пользоваться.  Дети с нарушением зрения не понимают, что есть дешёвые и дорогие игрушки, продукты и т.д., у каждого товара своя цена и не всегда родители могут приобрести, понравившуюся игрушку. Какие существуют современные способы оплаты покупок. Стоит отметить, что родители испытывают затруднения в формировании финансовых понятий у детей с нарушением зрения, ограничиваясь выдачей денег на карманные расходы.

С цель развития финансовой грамотности дошкольников с нарушением зрения и их родителей (законных представителей) нами был реализован  проект в подготовительной группе «В мире экономики».

Целью данного проекта было: содействие финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного возраста с нарушением зрения, создание необходимой мотивации для повышения их финансовой грамотности.

Были определены задачи: сформировать представление о денежных знаках (монета, купюра) России, расширить представления  о деньгах и статьях расхода семейного бюджета, сформировать на доступном уровне взаимосвязь понятий «труд- продукт – деньги» и то, что стоимость продукта зависит от качества, приобретение навыка совершения реальной покупки в магазине, воспитание таких качеств, как бережливость, рациональность, экономность, вовлечь родителей (законных представителей) в совместную деятельность по теме проекта «В мире экономики».

Участники проекта: инициативная  группа педагогов дошкольного образовательного учреждения (далее - Учреждение), координаторы проекта: администрация Учреждения, методический совет; непосредственные участники проекта: дети с нарушением зрения, посещающие подготовительную группу «Гнездышко», их родители (законные представители), педагоги Учреждения.

Тип проекта:  по доминирующей в проекте деятельности – информационный; по содержанию: педагогический,  познавательный,  практико – ориентированный; по числу участников проекта: групповой – дети с нарушением зрения, (в возрасте 6-7 лет), родители (законные представители) воспитанников, педагоги Учреждения, по времени проведения: краткосрочный, рассчитанный на  1 месяц, по характеру контактов: открытый, в рамках Учреждения.

Основные принципы реализации проекта:  доступности – заключается в  соответствии содержания, методов, форм, средств  обучения возрастным особенностям дошкольников с нарушением зрения, уровню их развития; научности – заключается в формировании у дошкольников с нарушением зрения научных знаний, соответствии учебного материала современным достижениям науки; деятельности – заключается в практическом познании окружающей действительности; учета индивидуальных и личностных качеств воспитанников с нарушением зрения, учета офтальмологических требований.

Ожидаемые результаты: повышение эффективности образовательного процесса за счет взаимодействия всех участников образовательных отношений; применение в игровой деятельности основные экономические понятия и категории, которым было уделено внимание в ходе реализации проектных мероприятий (деньги, цена, товар, семейный бюджет и пр.); приобретение дошкольниками с нарушением зрения первичного экономического опыта, развитие умения у дошкольников устанавливать разумные экономические отношения в различных сферах жизнедеятельности; активное участие родителей (законных представителей) во всех мероприятиях проекта и жизнедеятельности Учреждения, обобщение и распространение семейного опыта.

Нами были определены этапы реализации проектной деятельности.

 I этап  подготовительный (время реализации: 1 неделя), он включал в себя: формулировку поставленных задач, подбор литературы; создание развивающей предметно-пространственной среды, разработка НОД, подбор и изготовление атрибутов.

II этап  основной (время реализации: 1 месяц), он включал в себя: организацию образовательной деятельности детей с нарушением зрения;  художественно-творческая деятельность; познавательно– исследовательская, речевая деятельность; игровая деятельность; совместная работа с родителями (законными представителями). Активное участие во всех видах запланированной деятельности.

Работа на данном этапе велась ежедневно, согласно разработанному плану. Так с детьми с нарушением зрения были проведены занятия с учителем-дефектологом по темам: «Откуда пришли деньги», «Деньги, монета, банкнота, пластиковая карта», «Семейный бюджет. Из чего он складывается», «Деньги и профессия», «Рынок, реклама», «Как накопить на велосипед». Данные занятия были направлены на формирование экономических понятий и умения применять их в жизни, развития умения устанавливать причинно-следственные связи, формирования зрительного образа объектов, приобретения практических навыков.

Воспитателями группы была организована художественно-творческая, познавательно– исследовательская, речевая, игровая деятельность по темам: "Моя копилка", «Изготовление поделок для ярмарки», «Цена. Товар», «Бизнес крокодила Гены» и т.д. Были организованы сюжетно-ролевые игры: семейный бюджет, магазин, рекламное агенство, банк, игровая ситуация «Путешествие денежки», квест-игра «Азбука финансов».

Дошкольники с нарушением зрения знакомились с художественной литературой, в которой отражены экономические понятия и разные экономические ситуации: Э.Успенский «Бизнес крокодила Гены», К. Чуковский «Муха  цокотуха», сказка «Хранители бюджета» и т.д. Просмотр мультфильмов: С. Михалков «Как старик корову продавал», «Барбоскины и реклама».

Воспитанники с нарушением зрения решали проблемные ситуации, искали выгодные варианты, перенося теоретические знания на практику. Так была совершена онлайн - экскурсия в банк.

В течение всей проектной деятельности дошкольников сопровождали сказочные герои, так в группе появился «Гном-гномыч», который с помощью детей разбирался со всеми экономическими понятиями.

Важной составляющей проектной деятельности было включение родителей (законных представителей) в проект, так совместно с детьми с нарушением зрения, с целью закрепления полученных знаний  они посещали магазины, аптеки, банки, предоставляя возможность детям, совершить покупки на определенную сумму, воспользоваться банковской картой, увидеть особенности работы людей разных профессий, совершали трудовые действия, которые были вознаграждены, делали поделки для аукциона и т.д.

Педагогами для родителей (законных представителей) были разработаны консультации и проведено родительское собрание в формате круглого стола, с целью развития финансовой грамотности, развития умения помогать своим детям, овладевать экономическими понятиями и применять их на практике. Родители (законные представители) стали активными помощниками педагогов на протяжении реализации проекта.

В процессе реализации данного этапа проекта у детей с нарушением зрения закрепились математические представления: «больше», «меньше», «поровну»,  навыки количественного счета, дети смогут самостоятельно   подсчитывать сдачу, стоимость покупки. Сформировались понятия о списке покупок, что способствует развитию точности и целенаправленности действий, умения действовать по инструкции и опираться на образец.

Дети с нарушением зрения познакомились с такими нравственными понятиями: честность, обязательность, умение подчинять свои желания возможностям, законопослушность, взаимопомощь и пр.

III этап  заключительный (время реализации: 1 неделя), он включал в себя: изготовление папки «Коллекция денег», изготовление лэпбука «Финансы». Завершалось все квест — игрой «Азбука финансов».

На заключительном этапе  дошкольник с нарушением зрения осознает и может объяснить, как взаимосвязаны экономические нравственно-этические категории («труд», «товар», «деньги», «стоимость», «бережливость», «честность», «щедрость»); материальные и духовные ценности. Позитивно воспринимает различные виды труда; имеет представление о труде родителей, осознано относится к собственному труду, труду родителей и других людей; считает труд одним из честных способов зарабатывания денег. Знает, что зарплата - это оплата за количество и качество труда. Осознает потребности своей семьи. Знает, из чего складывается бюджет семьи, называет обязательные расходы. Старается, по возможности, контролировать свои потребности и возможности.

Таким образом, финансовое просвещение и экономическое воспитание - сравнительно новое направление в дошкольной педагогике. Многочисленные исследования последних лет свидетельствуют о необходимости внедрения экономического образования с дошкольного возраста. Проектная деятельность способствует получению первичного опыта участия в элементарных экономических отношениях, происходит приобщение детей с нарушением зрения к миру экономической действительности.

Список литературы:

  1. Галкина Л. Н. Экономическое возраста [Текст]: Учебно-методическое пособие /Л. Н. Галкина. Челябинск: Изд-во Челябинского государственного педагогического университета, 2015 – 89 с.
  2. Голуб Л.А. Инновационная программа предшкольного образования/ Голуб Л.А.- Москва, 2005
  3. Дошкольникам об экономике [Текст]: Пособие для педагогов учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования/ Табих Е.Н.. – Минск: Высшая школа, 2007 – 48 с.
  4. Экономическое воспитание дошкольников: Примерная программа, перспективное планирование, конспекты занятий / Под.ред. Курака Е.А.. – М.: ТЦ СФЕРА, 2002 – 80 с.