Консультирует музыкальный руководитель
«Давайте позаботимся об охране детского голоса!»
1.Физиологические особенности голосового аппарата
Голосовой аппарат ребёнка в дошкольном возрасте не до конца сформирован, т.к. связки очень тонкие, нёбо малоподвижное, дыхание слабое и поверхностное, поэтому необходимо охранять детский голос от перегрузок, помогая тем самым правильному формированию певческого голоса ребёнка.
Дорогие мамы и папы!
Если вам захочется попеть с ребёнком:
- Пойте не громко, а спокойно, не очень быстро и не слишком медленно!
- Пойте выразительно, меняя интонацию, подчёркивающую содержание песни.
- Факторы среды, влияющие на детский голос ребёнка:
* Сухой воздух с паровым отоплением в квартире отрицательно действует на голос ребёнка.
Решение: Старайтесь увлажнять цветы, проветривать чаще помещение или просто ставить воду на подоконник.
* Острая пища, содержащая пряности, много соли и уксуса, раздражает слизистую оболочку гортани.
* Особенно опасен для голосового аппарата крик или плач на улице в холодное время года:
- во-первых, это самый короткий путь к простуде;
- во-вторых, воспаляются связки, и голос может стать хриплым, даже сиплым, теряя свою чистую, нежную окраску.
* Петь зимой на улице вообще нельзя!!!
* Не рекомендуется петь, когда у ребёнка насморк. Иначе может наступить длительное расслабление голосовых мышц. Тогда голос теряет свою настоящую звучность.
* Не рекомендуется петь при гриппе, который поражает не только слизистую оболочку, но и голосовые складки. В данном случае наблюдается частое их несмыкание т.к. ослабевает сократительная способность мышц, ухудшается тембр голоса.
Средства, применяемые при начальных формах нарушения голоса.
- При жжении и сухости в горле хорошее действие оказывает полоскание горла настоем ромашки. Важно, чтобы раствор не был ни горячим, ни холодным, а имел комнатную температуру.
- Детям, занимающимся пением, полезно есть морковь, кукурузу, сливочное масло.
Игры и упражнения, которые помогут тем, кто пожелает развивать певческие данные своего ребёнка.
Упражнения для постановки голоса
- Широко открыть рот и сделать так, чтобы маленький язычок поднялся вверх, а затем сосредоточить свое внимание на том, где звучит голос. (Лучше, если первое упражнение будет проделано в кабинете врача, а затем уже дома.)
- «Мычание» в так называемую «маску» (т. е. в переднюю, часть головы)слогов типа «мо», а потом и слов «мама», «мир», «море», «мопс» и других, начинающихся на м. Для упражнений используют равноударные и разноударные слоги: «му-му-му-му мо-мо-мо-мо му-мо-му-мо».
- Считать вслух на одном дыхании в «маске». Желательно, чтобы ребенок сам неоднократно повторял все упражнения по 3 - 4 раза. Делать это лучше без посторонних, чтобы он не смущался.
- Стихотворный текст (о том, что необходимо удерживать звук в «маске», ребенку необходимо напоминать постоянно).
- Рассказывание любого текста вслух (требования те же).
Всего требуется 5—7 занятий с интервалами в 2—3 дня.
При всех видах нарушения голоса с целью профилактики следует уделить внимание общему физическому развитию: прогулкам, играм, закаливанию, утренней гимнастике, личной гигиене.
Игра на формирование певческой установки
Расскажите ребёнку, как надо правильно сидеть (стоять) во время исполнения песни. Прочитайте правило-стихотворение.
Если хочешь сидя петь,
Не садись ты, как медведь.
Спину выпрями скорей.
Ноги в пол упри сильней.
Раз! Вдох! И запел,
Птицей звук полетел.
Руки, плечи – все свободно,
Петь приятно и удобно.
Если хочешь стоя петь
– Головою не вертеть!
Встань красиво, подтянись
И спокойно улыбнись.
Раз! Вдох! И запел,
Птицей звук полетел.
Руки, плечи – все свободно,
Петь приятно и удобно.
Н. Журавленко.
Игры на развитие дыхания
Прочитайте ребенку стихотворение.
Это очень интересно
– Научиться песни петь.
Но не каждому известно,
Как дыханием владеть.
Мягким делать вдох старайтесь,
Вдыхай носом, а не ртом.
Да смотри – не отвлекайся,
Сделай вдох – замри потом.
Выдох делай тихим, плавным, как кружение листа.
Вот и выйдет песня славной,
И свободна и чиста.
Игра «Осенние листья»
Вспомните с детьми, как приятно шуршат опавшие разноцветные листья в парке. Кажется, что шорох витает в самом осеннем воздухе и слышится нам осенним вальсом. Пусть дети пошуршат принесенными домой листьями.
Но вот ветер щеки толстые надул,
Надул и на деревья пёстрые подул (дети надувают щеки и резко сдувают – «Пф-у- у»).
Листья закружились в легком танце. Упражнение повторяется 3 раза.
Игра «Птичка»
Предложите ребенку сесть на коврик, в руках маленькая бумажная птичка, прикрепленная к нитке. Повторяйте слова:
«Птичка, птичка, полетай, полетай!
С нами, с нами, птичка, поиграй, поиграй!» - 2 раза.
«Фу-уууу! Фууууу!»
Затем поднимите птичку на уровне лба и, сложив губы «трубочкой», подуйте на птичку, чтобы та «летела». В конце игры подставьте ладонь правой руки, на которую сядет птичка, и проговорите слова:
«Птичка летала?, птичка устала!,
подставляй скорей ладошку, пусть садится птичка - крошка».
Игра «Дуем, дуем, задуваем»
Предложите ребенку взять в правую руку пособие (искусственные цветы, листья, вертушки, султанчики) и на сильную долю в музыке сделать вдох, на слабую – выдох, дуя на пособие спокойно и длительно.
Таким образом, только совместные усилия помогут сохранить голос вашего ребёнка здоровым! Здоровый голосовой аппарат поможет музыкальному развитию ребенка!
Желаем Вам удачи!
Консультацию подготовила музыкальный руководитель Запрометова Л.А.
Декабрь 2020г.