БДОУ г. Омска "Детский сад № 276 компенсирующего вида"

г. Омск, ул. Анатолия Маркова, 3,
  тел./факс 45-36-56, тел. 45-36-57

Мы в социальных сетях: https://vk.com/omskdetsad276

Оставить отзыв

 
Служба поддержки
Мэр города Омска
Год семьи
я - родитель
Навигатор
Омский образ. портал
Статистика
Зарегистрирована: 29.11.2010

Последнее изменение страницы: 22.02.2021
Поделиться
Всероссийский опрос

бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Омска «Детский сад « 276 компенсирующего вида»

Консультация "Роль семьи в развитии  речи  детей с  нарушением  зрения"

  света Речь – явление социальное и служит средством общения людей друг с другом. Своевременное и правильное речевое развитие – необходимое условие формирования личности ребенка. Благодаря речи малыш познает окружающий мир, накапливает знания, расширяет круг представлений о предметах и явлениях, овладевает нормами общественного поведения. В процессе развития речи ребенок овладевает языком. Усвоение речи в дошкольном возрасте – необходимое условие для овладения грамотой, для дальнейшего обучения в школе как для детей с нормой,  так и для детей с нарушением зрения.

Из-за нарушения деятельности зрительного анализатора, речь детей с патологией зрения характеризуется определенными особенностями: отсутствием необходимого запаса слов; вербализмом, то  есть нарушением смысловой стороны слова, которое  не соотносится со зрительным образом предмета; эхолалией - автоматическим  (не контролируемым) повторением ребенком чужих слов, полных фраз или их частей и даже целых предложений; ранним недоразвитием речи.

Проблема компенсации нарушений речи и зрительного восприятия или трудностей, обусловленных ими в развитии речи ребенка c нарушением зрения, является одной из ведущих в работе с данной категорией детей. Важным условием успешной коррекционной работы по развитию речи с детьми с нарушением зрения  является работа с семьей. Так как для благополучного речевого развития ребенка с нарушением зрения требуются взаимоотношения семьи и учителя-логопеда, а именно – сотрудничество, доверительность, взаимодействие.

Семья – основная среда развития речи у детей. Всем известно, что именно семья формирует ребенка, как личность, развивает его коммуникативные способности, дает широкий круг представлений о жизни. Но современный темп жизни не всегда дает возможность родителям уделять достаточно внимания общению со своими детьми. 

Целью совместной работы учителя-логопеда и родителями воспитанников является не только закрепление тех знаний и навыков, которые были приобретены ребенком на логопедических занятиях, но и общее развитие речи, психических функций и расширения кругозора ребенка.

Для успешного развития речи стоит настроиться на ежедневную работу и внимательно посмотреть вокруг себя. Поводом и предметом для речевого развития детей может стать абсолютно любой предмет, явление природы, привычные домашние дела, поступки, настроение. Неисчерпаемый материал могут предоставить детские книжки и картинки в них, игрушки, мультфильмы.

На прогулке полезно проводить разнообразные наблюдения за погодой, сезонными изменениями в природе, растениями, птицами, животными, людьми. Все это обязательно нужно комментировать, обсуждать, оформлять в виде беседы. Экспериментальные опыты, изучающие свойства снега, воды, песка, травы, росы расширят кругозор ребенка с нарушением зрения, а вместе с ним словарь существительных, глаголов, прилагательных. Новые, незнакомые ребенку слова следует объяснить, повторить несколько раз, научить ребенка понятно говорить их. Полезно вслушиваться в звуки улицы: шелест листьев, шум шагов, гудение машин, голос птиц, звуки ветра, дождя, снега, града и т. д. Это развивает слуховое внимание. Ребенку будут интересны игры «О чем рассказала улица?», «Помолчи и расскажи, что услышал», «Внимательные ушки», «Кто позвал?».

 На кухне рассказывайте ребенку как называются продукты, какое блюдо Вы готовите, какие действия при этом совершаете («нарезаю», «перемешиваю», «солю», «обжариваю» и т. д., часто бывает так, что дети заменяют эти действия общими словами «готовит» или «делает»), это очень важно. Называйте свойства (цвет, форму, размер, вкус) продуктов (горячий, остывший, сладкий, острый, свежий, черствый и т. д.). Задавайте ребенку соответствующие вопросы («Попробуй, какой получился салат?», «Что мы еще забыли положить в суп?», «Какую морковку выберем?» и др.). Подводите его к тому, чтобы он повторял Ваши слова. Поручите ему посильную помощь на кухне. И пусть рассказывает Вам о том, что он делает, ведь в деятельности речевой материал усваивается значительно быстрее и естественнее.

Практически на любом наглядном материале, окружающем нас, могут быть проведены такие речевые игры как «Четвертый лишний», «Чего не стало?», «Что поменялось местами?», «Что изменилось?», «Подбери пару», «Кому что подходит?», «Назови ласково», «Преврати в огромное», «Подбери 5 признаков», «Угадай, о чем я говорю», «Скажи наоборот» и т. д.

Чтение перед сном не только положительно повлияет на развитие речи и кругозор ребенка с нарушением зрения, но и скажется на школьных отметках по чтению и литературе! Создайте семейную традицию взамен просмотра телевизора. Такая семейная традиция отразится не только на речи, но и на Ваших отношениях с ребенком.

При современном ритме жизни все труднее становится найти время для занятий со своими детьми. Не стоит упускать ни малейшего повода, чтобы  что-то обсудить с ребенком, т.к. время пролетит быстро и незаметно, дети вырастают.

Помните!!! Для ребёнка самый мощный источник знаний, это его родители!

Желаю Успехов!

Подготовила: Учитель-логопед С.В. Кузнецова

 

      nac-proekt_kou_ashi-17_banner (1)  PHOTO-2022-05-18-08-02-09     служба (1)
 

Анкета для родителей