БДОУ г. Омска "Детский сад № 276 компенсирующего вида"

г. Омск, ул. Анатолия Маркова, 3,
  тел./факс 45-36-56, тел. 45-36-57

Мы в социальных сетях: https://vk.com/omskdetsad276

Оставить отзыв

 
Служба поддержки
Мэр города Омска
Статистика
Зарегистрирована: 29.11.2010

Последнее изменение страницы: 27.04.2021
Поделиться

В настоящее время телевизоры и компьютеры окружают нас повсюду: дома, на работе, в общественном транспорте, в магазинах и даже на улице. Мы не представляем жизни без телефонов, и других гаджетов, ведь это так актуально быть всегда на связи. Каждый осознает вред и зависимость от этих устройств, но отказаться не может.

Но при этом очень важно осознавать опасность, которую приносят электронные устройства, попадая в руки малышей практически с рождения. Специалисты отмечают, что нынешнее поколение растет с серьезными нарушениями здоровья и психического развития. Как такое раннее увлечение гаджетами может повлиять на речевое развитие ребенка? Хочу сразу акцентировать ваше внимание, что мы рассмотрим только речевое развитие. Тем более, что развитие речи детей с нарушением зрения имеет некоторые особенности. В условиях зрительно-сенсорной недостаточности у детей дошкольного возраста с амблиопией и косоглазием возникает некоторая обеднённость чувственной стороны речи, сказывающаяся на развитии речевой системы в целом: в особенностях накопления словаря, понимании смысловой стороны речи и функционального назначения слова, в овладении грамматическим строем речи, развитии связной речи, в условии выразительных средств. Хотя, напомню, что,  овладение речью детьми с нарушениями зрения осуществляется по тем же закономерностям, что и детьми с нормой развития.

  гаджеты1 С 6 месяцев внутриутробной жизни, кроха уже слышит и различает голоса и окружающие шумы. Родившись, младенец может реагировать на «знакомые» голоса, «узнает» по интонации маму, папу или бабушку. Это происходит при условии, что близкие ребенку люди разговаривают, и не обязательно с животиком, а просто друг с другом. Современная же мама молчит, она в сети. С бабушками сложнее, молодые семьи в основном живут отдельно. Вечером придет папа с работы, поест и тоже уйдет в виртуальный мир. Таким образом, ребенок обделен общением еще не родившись.

От 0 до 1,5 лет. Раньше ребенок находился на руках, в манеже, на полу, в коляске, ползал по комнате, стукался обо все, обрушивал на себя гору выглаженного белья, пытался поймать кошку, потом рыдал, что она царапается, его успокаивали, брали на руки, рассказывали небылицы, целовали место, где больно. Одним словом, проявляли внимание, сочувствие. Так происходило взаимодействие взрослого и ребенка. В этот период складываются условия для развития понимания речи.

В настоящее время у мамы больше свободного времени и масса тревоги. Поэтому ребенок в основном пристегнут: к коляске, к маме, к стульчику… О том, чтобы поползать по двору, и речи быть не может. Кругом опасность, грязь, окурки, животные. В современной квартире придуманы разные приспособления, игрушки, «развивалки» и «отвлекалки». Все для того, чтобы не дать ребенку самостоятельно исследовать окружающий мир. А ведь, чтобы гармонично развиваться, ребенку необходимо бегать, карабкаться, рыть, наливать и выливать, разбивать, нюхать, просыпать, то есть самостоятельно исследовать мир, приобретая бесценный опыт.

Маме же хочется спокойно побродить в соцсетях. Поэтому, как только ребенок вырастает до самостоятельного сидения, ему вручается телефон или планшет, или включается телевизор. Теперь ребенок занят, и у мамы есть полчаса для себя.

Кроме того, люди практически поголовно пересели на машины. Ребенку в машине скучно. Он капризничает, пытается вырваться из кресла, к которому намертво пристегнут. Чтобы родитель не отвлекался от вождения и из соображений безопасности ребенку вручается гаджет. В очереди в детскую поликлинику, в метро, в электричке, в любой ситуации ожидания, когда родители не знают, как занять ребенка, или не хотят напрягаться – электронный друг выручит везде!

От 1,5 до 3 лет. Раньше ребенок ходил за ручку, гулял во дворе или в парке, копался в песочнице, собирал окурки, кидался песком, падал и вставал, пытался поймать бездомную собачку, находил мертвую птичку, и все время находился в контакте либо с родителями, либо с такими же малышами. Происходило активное общение – речевое, тактильное, эмоциональное…

Речь рождается только в процессе активного взаимодействия с внешним миром, с людьми. Первая функция речи – коммуникативная, социализирующая. Сначала ребенок слышит комментарии родителей по поводу его действий и ощущений, связывает их со своими действиями. Далее он сам хочет воздействовать на родителей, сообщить им о своих желаниях и ощущениях. Чем более активным образом ребенок взаимодействует с миром, тем больше у него развивается речь.

Первый, второй и третий год жизни ребенка - это период, когда речь активно развиваетсяразвиваются соответствующие зоны мозга. Именно в этот период необходимо активное общение со сверстниками, бабушками, родителями.

От 3 до 5 лет. Раньше ребенок гулял во дворе или на площадке, помогал папе чинить машину, полки или табуретку, помогал маме в субботу мыть пол, выбивать ковер на снегу. Ездил с родителями на дачу на четырех видах транспорта, это практически кругосветное путешествие… А если повезет, и ребенка оставят на пару недель у бабушки в деревне: побегает за цыплятами, подружится с собакой, поможет бабушке на огороде, с местными ребятами облазает всю округу и получит столько впечатлений, что хватит до следующего приезда.

В настоящее время ребенок смотрит мультики, играет с гаджетами, гуляет под присмотром мамы, ходит на развивающие игры в центр «Развития», на занятия к логопеду. По данным ЮНЕСКО 93 % современных детей 3-5 лет смотрят на экран 28 часов в неделю, т. е. около 4-х часов в день, что намного превосходит время общения со взрослыми. Это «безобидное» занятие устраивает и детей, и родителей. Ребёнок не пристаёт, ничего не просит, не хулиганит, не подвергается риску и в то же время получает впечатления, узнаёт что-то новое, приобщается к современной цивилизации.

Покупая малышу новые видеофильмы, компьютерные игры или приставки, родители как бы заботятся о его развитии и стремятся занять его чем-то интересным. Экран совершенно вытеснил бабушкины сказки, мамины колыбельные, разговоры с отцом.

В идеале к 5 годам устная речь должна быть сформирована. К 5-6 годам ответственные за речь зоны мозга перестают быть пластичными и, если ребенок к этому времени говорит очень плохо или почти не говорит, то научить его и исправить положение полностью уже не получится. Ученые утверждают, что 70 % информации о мире дети добывают до 5 лет. Остальные 30 % добирают за всю оставшуюся жизнь. гджеты2 

В настоящее время ребенок пристегнут, больше времени проводит с гаджетом. У него уже сформировалась экранная зависимость. Ребенка поощряют, наказывают, воспитывают, обещая или забирая гаджет. В планшетных играх есть только яркие, сопровождаемые музыкой, меняющиеся картинки, которые очень увлекают детей, раскачивают доречевой уровень активности и фиксируют ребенка на нем. Ребёнок «застревает» на безречевом уровне общения.

Если ребенку уже два, а тем более три года, а родители все еще продолжают относиться к нему как к младенцу, стараются угадывать и предупреждать все его желания, не ожидая от него никаких усилий, то мотивация к говорению у него снижается. Зачем ему вообще говорить, если и так хорошо? Уровень взаимодействия с окружающими людьми остается примитивным, само взаимодействие — пассивным. Еще более снижают мотивацию безмолвные компьютерные игрушки. Это, кажущееся безобидным, занятие таит в себе серьёзные опасности и может повлечь весьма печальные последствия не только для физического здоровья ребёнка, но и для его психического развития.

В настоящее время, когда взрослеет первое поколение «экранных детей», эти последствия становятся всё более очевидными.

Последствия раннего приобщения к гаджетам

  1. Отставание в развитии речи. В последние годы и родители, и педагоги всё больше жалуются на задержку речевого развития: дети позже начинают говорить, мало и плохо разговаривают, их речь бедна и примитивна, дети с трудом подбирают слова, чтоб выразить свою мысль. Им не хватает «практики»общения. Все внимание уходит на зрительное восприятие картинки, на поглощение, а не на отдачу.

Специальная логопедическая помощь нужна практически в каждой группе детского сада. Как показали исследования, в наше время 25% четырехлетних летних детей страдают нарушением речевого развития. В середине 70-х годов дефицит речи наблюдался только у 4% детей.

Вы можете сказать«При чём здесь телевидение?» Ведь ребёнок, сидящий у экрана, постоянно слышит речь. Какая разница, кто говорит с ребёнком – взрослый или герой мультфильма? Разница огромная. Речь – это не подражание чужим словам и не запоминание речевых штампов. Овладение речью в раннем возрасте происходит только в живом, непосредственном общении, когда малыш не только слушает чужие слова, но отвечает другому человеку. Причём, включён, не только слухом и артикуляцией, но всеми своими действиями, мыслями и чувствам.

Речевые звуки, не обращённые к  ребёнку лично и не предполагающие ответа, не затрагивают ребёнка, не побуждают к действию и не вызывают каких-либо образов. Они остаются «пустым звуком». Речь, исходящая с экрана, остаётся мало осмысленным набором чужих звуков, она не становится «своей». Поэтому дети предпочитают молчать, либо изъясняются криками или жестами.

А вы обращали внимание на озвучку современных мультиков? Специально искаженные, шепелявые, гнусавые голоса! Это запоминается ребенком, и он начинает подражать главному герою.

Речь – это не только средство общения, но и средство мышления, воображения, регуляции и овладения своим поведением, это средство осознания своих переживаний, своего поведения, и сознания себя в целом. Если внутренней речи нет, человек остаётся крайне неустойчивым и зависимым от внешних воздействий. Он просто не в состоянии удерживать какое-либо содержание или стремиться к какой-то цели. В результате – внутренняя пустота, которую нужно постоянно пополнять извне.

  1. Трудности в обучении чтению и восприятии информации на слух. Многим детям трудно воспринимать информацию на слух – они не могут удерживать предыдущую фразу и связывать отдельные предложения, понимать, схватывать смысл. Им трудно читать – понимая отдельные слова и короткие предложения, они не могут удерживать и связывать их, в результате они не понимают текста в целом. Поэтому им просто неинтересно, скучно читать даже самые хорошие детские книжки.

Ученые провели исследования, в результате которых доказано, что дети, которые проводят за компьютером очень много времени, не могут грамотно писать и разговаривать. Современные технологии ведут к росту безграмотности среди школьников — дисграфии (нарушение письма) и дислексии (нарушение чтения). Самое главное, что школьники не хотят принимать знания о правильном написании! Зачем учить правила, когда в телефоне и на компьютере неправильно написанные слова всегда подчеркиваются и исправляются?

Дети, находящиеся в зависимости от гаджетов, говорят о том, что им неудобно читать. Игры на планшетах и айфонах формируют противоестественную для чтения и письма динамику работы глазных мышц. Ребёнку трудно фокусировать и удерживать взгляд на объекте, который не движется, т. к. глаза привыкли следить за движущимися яркими объектами в играх. Происходит нарушение движений глаз при прослеживании строки слева направо и возвратном движении глаз с переходом на новую строку. У детей, которые находятся в зависимости от гаджетов — «бегающий» взгляд.

Не могу удержаться,  чтобы не сказать об отрицательном влиянии на здоровье и физическое развитие детей с особыми образовательными потребностями. С ними солидарны и педиатры: длительное сидение за компьютером портит зрение, осанку, да и вообще неизвестно, какое влияние оказывает на не окрепший детский организм компьютерное излучение…

Синдром сухого глаза. В норме человек моргает 18 раз в минуту, обновляя слезную пленку на глазу. Когда ребенок увлечен игрой или мультиком, он моргает всего 2–6 раз в минуту! Слезная пленка высыхает и истончается. Тогда глаз пытается получить влагу изнутри, усиливая прилив крови к сосудам. В итоге получаем красные глаза, а из-за ощущения сухости («песка» в глазах) ребенок, не задумываясь, трет их, рискуя получить конъюнктивит. Именно с предотвращением «синдрома сухого глаза» и связаны рекомендации гигиенистов и офтальмологов каждые полчаса отрываться от экрана и смотреть вдаль.

Близорукость. Она может быть связана как со спазмом зрительных мышц, так и с изменением формы глаза. Причина в том, что для поддержания остроты зрения необходимо статичное расстояние от наших глаз до объекта. А когда планшет или смартфон дрожат в быстро устающих детских ручонках, глаз вынужден вновь и вновь повышать резкость изображения. Если ребенок в группе риска (то есть один из родителей, дедушка или бабушка носили очки с детства), такое «болтание» запросто может спровоцировать развитие близорукости. Важно: для детей до 12–13 лет время непрерывной работы с гаджетами не должно превышать 15–20 минут; для более старших детей– не более 25–30 минут.

  1. Расстройства аутического спектра. Замещение и подмена человеческого способа коммуникации электронным суррогатом представляют существенную опасность, так как нарушают нормальный код и алгоритм психического, социального, культурного и духовного развития детей. Малолетние пользователи электронных игрушек становятся самодостаточными, у них слабеют нормальные потребности и мотивации в контактах с родителями и детьми.

Постепенно взрослые утрачивают ведущую роль в отношении психического, речевого, эмоционального, коммуникативного, социального и духовного развития и теряют способность влиять на поведение ребенка. Это является одной из причин значительного увеличения количества детей с проявлениями аутизма и расстройствами аутического спектра (РАС, которые постепенно превращаются в «эпидемию» XXI века. В 2006 г. в России насчитывалось не менее 150 тысяч детей с РАС, в 2011 г. уже не менее 250-300 тысяч детей.

А родителям остается только удивленно восклицать«Мы его таким не воспитывали!». Конечно, не воспитывали, телевизор и компьютер сделали это за вас.

Необходимо как можно дольше оттягивать знакомство ребёнка с компьютером, пока это не станет необходимостью. Пусть ребёнок рисует, играет, конструирует, лепит, придумывает, строит, общается. Пусть живёт реальной жизнью. Более важными являются активные игры, а не компьютерные. Они оказывают положительное влияние на нервную систему, способствуют развитию моторикиречи и обеспечивают зарядом положительных эмоций. Ребенок учится общаться с другими детьми.

Компьютерные технологии открывают огромные возможности перед человеком, но они никогда не заменит простого эмоционального общения со сверстниками, родителями и близкими. Компьютер никуда не денется. Ребёнок научится его использовать за несколько дней, когда придёт время. Не нужно торопить события. Пусть детство будет настоящее, а не компьютерное.

 Апрель 2021.

Учитель-логопед И.Н. Зверкова