БДОУ г. Омска "Детский сад № 276 компенсирующего вида"

г. Омск, ул. Анатолия Маркова, 3,
  тел./факс 45-36-56, тел. 45-36-57

Мы в социальных сетях: https://vk.com/omskdetsad276

Оставить отзыв

 
Служба поддержки
Мэр города Омска
Статистика
Зарегистрирована: 29.11.2010

Последнее изменение страницы: 19.05.2021
Поделиться

 Создание условий дома для полноценного отдыха и развития детей с нарушением зрения.

Большое значение для здоровья и физического развития детей имеет режим дня. Постоянное время еды, сна, прогулок, игр и занятий то, что И. П. Павлов назвал внешним стереотипом, как обязательное условие правильного воспитания  любого ребенка, в том числе  ребенка с нарушением зрения.

Режим дня – это четкий распорядок жизни в течение суток, предусматривающий чередование бодрствования и сна, а также рациональную организацию различных видов деятельности. Правильный, соответствующий возрастным возможностям ребенка режим укрепляет здоровье, обеспечивает работоспособность, успешное осуществление разнообразной деятельности, предохраняет от переутомления.

Зрение детей данной нозологии сказывается на трудностях понимания и осмысления окружающего мира. Дети, из-за проблем со зрением очень плохо видят высотные здания, птиц, деревья, мир насекомых и многое другое, плохо ориентируются в пространстве. Двигательная активность таких детей также ограниченна, поэтому большинство из них страдает гиподинамией, нарушениями осанки, плоскостопием, снижением функциональной деятельности дыхания и сердечно-сосудистой системы. Приучая детей к режиму, к выполнению гигиенических требований, гимнастики для глаз - можно создать полезные для организма навыки, и тем самым не допускать перенапряжения зрительных органов и  укреплять  здоровье детей с нарушением зрения. Твердый режим дня, установленный в соответствии с психофизическими особенностями, со зрительной патологией детей – одно из существенных условий нормального физического развития ребенка с нарушением зрения.

Родителям детей с нарушениями зрения необходимо помнить, что их ребенок нуждается  в большей помощи, чем другие дети. Его нужно учить тому, что другие дети просто перенимают, глядя на родителей.

Важно правильно организовать режим дня  и занятия ребенка с нарушением зрения, а родителям  организовать все условия  для развития  ребенка. Важно учитывать  рекомендации специалистов, в том числе врача-офтальмолога по организации  и проведению занятий с детьми, имеющих нарушение зрения, как обустроить рабочее место, правильно  подобрать игрушки, ограничивать время  работы за компьютером и просмотру  телевизора.

Необходимо  обеспечить все условия для сохранения остаточного зрения, улучшения зрения ребенка, следовательно, необходимо для этого соблюдать определенные  принципы при организации режима.

            Правильный  режим  дня  —  это  рациональная  продолжительность  и  разумное чередование  различных  видов  деятельности  и  отдыха  детей с нарушением зрения в  течение  суток.  Основным принципом  правильного  построения  режима  является  его  соответствие  возрастным психофизиологическим особенностям детей.

При осуществлении режимных моментов необходимо учитывать также индивидуальные особенности ребенка с нарушением зрения (длительность сна, вкусовые предпочтения, темп деятельности и т.д.). Чем ближе к индивидуальным особенностям ребенка режим, тем комфортнее он себя чувствует, тем лучше его настроение и выше активность.

Целесообразно  выделить  постоянное  время  в  режиме  дня  для  чтения  детям.  Читать следует  не  только  художественную  литературу,  но  и  познавательные  книги,  детские иллюстрированные энциклопедии, рассказы для детей по истории  и культуре родной страны и зарубежных стран. При этом не следует превращать чтение в обязательное занятие —  ребенок с нарушением зрения по своему желанию может  либо слушать, либо заниматься своими делами.

Для каждого возрастного периода  рекомендован режим, учитывающий физиологические потребности и физические возможности детей данного возраста.

Родители  должны помнить, что необходимо выполнять  основные компоненты режима:  1- время  приема пищи, 2- сна, 3- длительность прогулок на свежем воздухе.                                                 Остальные виды деятельности ребенка можно изменять.

Одним из важнейших элементов режима дня  является сон, так как в этот период весь организм отдыхает: сердце работает спокойнее, дыхание реже, мышцы расслабляются, а мозг продолжает работать. Во время  сна дети растут. Основным условием полноценности сна является его  продолжительность, которая должна соответствовать возрасту ребенка  и состоянию его здоровья. В период дошкольного возраста, детям с нарушением зрения, ослабленным детям, а также перенесшим острые заболевания рекомендуется 1,5-2 ч. дневной сон. Недосыпание приводит к раздражительности, вялости, инертности, быстрой утомляемости. Сокращение сна на 2-3 часа снижает работоспособность на 30%. Однако излишний сон также оказывает отрицательное воздействие на организм ребенка: задерживает умственное развитие, нарушает работу сердечно - сосудистой, пищеварительной и других систем, развивает апатию, вялость, превращая постепенно таких детей в ленивых и инертных людей.

Следующий важный компонент режима – это прогулка на свежем воздухе. Минимальная продолжительность пребывания детей  дошкольного возраста на воздухе  должна быть 4-4,5 ч. в день. Пребывание на свежем воздухе улучшает обмен веществ, функциональную деятельность органов дыхания, сердечно-сосудистой системы и других систем, что особенно важно для детей ослабленных, имеющих то или иное хроническое заболевание, детей с нарушением зрения. При этом желательно, чтобы прогулки сочетались с подвижными играми, спортивными развлечениями, трудом, так как дети с нарушением зрения ограничены в движениях,  большинство из них страдает гиподинамией, нарушениями осанки, плоскостопием, снижением функциональной деятельности дыхания и сердечно-сосудистой системы.  При достаточной длительности прогулок удовлетворяется 45% суточной потребности детей в активной двигательной деятельности.

Время, отведенное в режиме дня для прогулок, нельзя использовать на просмотр телевизионных  передач, чтение художественной литературы, это нужно всегда помнить.

Жизненно  необходимым для детей с нарушением зрения является питание. У детей в растущем организме  все обменные процессы протекают  более интенсивно, чем у взрослых. В связи с этим ребенок с нарушением зрения должен получать необходимые питательные  вещества не только для компенсации  энергетических затрат, но и для  роста органов и тканей организма. Для эффективной работы всех пищеварительных  органов, для лучшего переваривания  и усвоения питательных веществ  питание должно быть регулярным с  перерывом между приемами пищи в 4-5 ч. Зимой и весной, когда в  организме любого человека  возникает дефицит  некоторых витаминов, на это следует  обращать особое внимание, обогащая пищу витаминами С, Д.

Детям дошкольного возраста на завтрак  рекомендуются каши, яйца, блюда  из творога, рыбы, хлеб с маслом, сыром, чай или кофейный напиток с  молоком. В обед – овощной салат (овощи следует нарезать мелко, заправить  растительным маслом или сметаной); мясной, куриный или рыбный бульон, котлеты с гарниром или мясное суфле; компот, кисель, ягоды или  фрукты. Во время полдника ребенок  может выпить кефир, молоко или сок  с печеньем, булочкой. На ужин – овощи  или каши. Нельзя давать много сладостей  и сладких напитков, особенно, в  промежутках между едой. Пища не должна быть очень горячей или  холодной.

Прием пищи является и воспитательным моментом, в процессе которого прививаются  гигиенические навыки: привычка обязательно  мыть руки перед едой, пользоваться индивидуальными салфетками и столовыми  приборами (ложкой, вилкой, ножом) соответствующего детского размера, самостоятельно аккуратно  есть, тщательно прожевывая пищу, полоскать  рот после еды. Время, отведенное для еды, должно быть ограниченным: завтрак – 10-15 минут, обед- – 20-25 минут, полдник – 7-10 минут, ужин – 10-15 минут. Недопустимо, чтобы ребенок сидел за столом дольше, так как в противном случае продлевается статическое состояние, формируется негативное отношение к еде и развивается анорексия (рвотный рефлекс) нейрогенного характера.

Нарушение режима: систематическое недосыпание, нерегулярное, неполноценное питание, недостаточное пребывание на свежем воздухе отрицательно сказываются  на организме, как детей с нормой в развитии, так и детей с проблемами в развитии.

Резюмируя вышеизложенное, следует обратить особое внимание родителей на один из частных компонентов режима дня  у дошкольников с нормой и  с нарушением зрения разного возраста - просмотры телевизионных передач. Однако, при всем их культурном значении, они должны быть регламентированы с позиции гигиены, так как являются дополнительной нагрузкой для глаз. Поэтому, составляя режим дня, очень важно стремится к созданию оптимальных условий, с тем, чтобы телевизионные передачи не увеличивали накопившееся за день утомление, а наряду с пользой максимально способствовали отдыху детей.

Все рекомендации по просмотру телевизионных  передач должен давать врач офтальмолог  во время беседы с родителями и  детьми, еще раз напоминать, что  наибольшее утомление и напряжение зрения возникает при слишком  близком расстоянии к экрану телевизора:

  • оптимальное расстояние для зрения —2,0-5,5 м от экрана;

сидеть нужно прямо перед телевизором;

  • экран телевизора должен быть на уровне глаз сидящего человека или чуть ниже;
  • длительность просмотра не должна превышать 30 минут;
  • качество изображения должно быть четким;
  • дети должны смотреть только специальные детские передачи;
  • в день лучше смотреть не больше одного мультфильма;
  • смотреть стоит только добрые фильмы;
  • комната должна быть хорошо освещена;
  • днем телевизор следует смотреть в незатемненной комнате и лишь в солнечные дни следует закрывать окна легкими шторами;
  • если ребенок носит очки, то во время передачи их следует обязательно надеть, чтобы излишне не напрягалось зрение;
  • иногда следует переключать взор на окружающие предметы, чтобы дать отдых глазам.

Зрительная  гимнастика – обязательна и должна использоваться систематически, так как поможет восстановить функциональное состояние аккомодационного аппарата глаза и предупредить его переутомление.

  • Нельзя заставлять ребенка читать и писать до 6 лет, если у него нет желания;
  • Читать и писать только за столом. Нельзя читать лежа и в транспорте;
  • Правильная посадка за столом и хорошая освещенность рабочего места. Свет должен падать на страницы сверху и слева (для правшей);
  • Расстояние от книги или тетради до глаз не менее 30–35 см. Не допускать низкого наклона головы за столом;
  • Активная зрительная нагрузка (чтение, письмо, рисование) каждые 20–30 минут должна прерываться на 10–15 минут на физическую активность или смену зрительной деятельности (посмотреть в даль, закрыть глаза, походить и т.д.);
  • Книги должны быть напечатаны на качественной бумаге с крупным текстом, яркими иллюстрациями. Избегать книг с мелким шрифтом, без иллюстраций, бледными буквами и картинками. Для того чтобы текст можно было хорошо и без затруднений читать, необходимо иметь хорошую контрастность с фоном. Как было установлено исследованиями, черный текст на белом фоне читается гораздо легче, так как бело-черное сочетание обеспечивает оптимальный контраст. При этом происходит более легкое усвоение информации. При чтении текста на других фонах (цветных), внимание человека отвлекается на обработку цветовой информации;
  • Во время чтения и письма необходимо чаще моргать. Проще это делать в конце каждой строки. Для снятия зрительного напряжения в конце каждого абзаца полезно закрывать глаза на 1–2 секунды или посмотреть вдаль на какой-либо предмет.

Поводя итог вышесказанному, режим дня - неотъемлемая часть здорового образа жизни каждого.

Важно уметь правильно организовать режим дня  и деятельность ребенка с нарушением зрения, учитывая  все условия, в том числе и специальные  для развития ребенка. Важно учитывать  все рекомендации по организации  и проведению различных видов деятельности  с детьми, имеющих нарушение зрения, для того чтобы создать у них – полезные для организма навыки, и тем самым не допускать перенапряжения зрительных органов и  укреплять их здоровье.

Твердый режим дня, установленный в соответствии с психофизическими особенностями, со зрительной патологией детей – одно из существенных условий дальнейшего нормального физического развития ребенка с нарушением зрения.

 Учитель - дефектолог Сахаева А.Ф.

Май 2021 год