БДОУ г. Омска "Детский сад № 276 компенсирующего вида"

г. Омск, ул. Анатолия Маркова, 3,
  тел./факс 45-36-56, тел. 45-36-57

Мы в социальных сетях: https://vk.com/omskdetsad276

Оставить отзыв

 
Служба поддержки
Мэр города Омска
Статистика
Зарегистрирована: 29.11.2010

Последнее изменение страницы: 09.06.2021
Поделиться

В основе концепции взаимодействия семьи и дошкольного учреждения лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все другие социальные институты призваны помочь, поддержать, направить, дополнить их воспитательную деятельность. Ребенок с нарушением зрения, как и ребенок, не имеющий проблем в развитии, способен под влиянием воспитания успешно развиваться в психическом и личностном отношениях. Многие родители не знают закономерностей психического развития детей и часто дезориентированы в состоянии развития своего ребенка.

Психическое здоровье ребенка – это его позитивная психическая адаптация к жизни в обществе: выносливость к нагрузкам, сопротивляемость по отношению к неблагоприятным воздействиям. Психологическое здоровье дошкольников, прежде всего, предполагает развитие и обретение психоэмоционального комфорта; адекватного социального поведения; стрессоустойчивости; понимания и принятия себя и других; умения делать выбор и нести за него ответственность; мотивации достижения; самостоятельности.

Слабовидящие дети не всегда адекватно осознают свой дефект и, немного повзрослев, начинают испытывать трудности и неудачи, возникающие в общении со сверстниками и взрослыми, при участии в играх и любой другой совместной деятельности. Появляется почва для возникновения нарушений в эмоционально-волевой сфере — агрессивность, тревожность, враждебность, страхи, то есть появляется эмоциональное неблагополучие ребенка (отрицательное самочувствие в различных социальных ситуациях). Часто на детей «вешают ярлык», указывающий на его «нормальность»; начинают указывать на признаки здоровья.

Часто появление в семье ребёнка с нарушением зрения, независимо от характера и сроков его состояния нарушает весь ход жизни семьи. Личность родителей приобретает своеобразные особенности. Родители не всегда корректно формулируют свои проблемы, беспокоящие их в данный момент и в итоге ребёнок понимает свой дефект и стыдится его. У кого-то возникают трудности обучения, чьи-то дети стали грубыми и скрытными, кто-то никак не может заставить ребёнка помогать по дому, кто-то беспокоится, что сын или дочь стали замкнутыми. Также родители могут переоценивать значение дефекта, излишне опекать ребенка, выращивая тем самым эгоистичную личность, которая потребительски относится к окружающим, в первую очередь к самим родителям, а затем перенося отношение на других людей. Они излишне жалеют его, оберегают, выполняют капризы, воспитывая эгоизм и иждивенческие наклонности.

Актуальные проблемы психологического здоровья детей с нарушением зрения:

· Эмоциональное состояние таких детей неустойчиво. Для них характерна повышенная эмоциональная ранимость, обидчивость, напряженность, конфликтность, а иногда и повышенная требовательность;

· Зачастую у ребенка возникает пассивная позиция по отношению к окружающему, негативные эмоции, снижается познавательный интерес. Все это замедляет и затрудняет процесс становления саморегуляции. Ребенку трудно принять систему требований взрослого. А отношение ребенка к требованиям взрослого составляет отношение его к будущей учебной деятельности;

· Двигательная активность таких детей как правило снижена. Зачастую они плохо ориентируются в элементах выразительных движений тела, плохо используют жесты, купную моторику для выражения своих собственных чувств. У них слаба система двигательных образов, они плохо владеют пантомимикой. Вследствие этого нет понимания языка пантомимики у других и трудности коммуникации, как вербальной, так и невербальной.

· Дети с нарушением зрения сильно отличаются друг от друга как по состоянию зрения, так и по работоспособности, по степени утомляемости, по скорости усвоения материала. Это обусловлено как их физическим состоянием, так и личностными особенностями. Даже имея одинаковые диагнозы, дети одной возрастной группы отличаются и по уровню интеллекта, и по психоневрологическому статусу.

· Интеллектуальные нарушения встречаются реже, чем осложненный неврологический анамнез. К моменту выхода в школу достаточно большое количество детей имеют интеллектуальное развитие высокого уровня, даже при наличии серьезного диагноза по зрению.

Совместная деятельность педагогов и родителей по организации работы направленной на компенсацию и коррекцию зрительного нарушения способна помочь детям достичь высокого уровня психического развития, преодолевая негативное влияние зрительного дефекта на формирование интеллектуальной, сенсорной и эмоциональной сфер личности.

Наш детский сад работает в тесной взаимосвязи с родителями. Приоритетной формой сотрудничества с родителями является профилактика-повышение уровня психолого-педагогических знаний родителей, получение дополнительной информации по вопросам обучения и воспитания дошкольников.

Для успешного обучения ребенка необходимы единые подходы, которых должны придерживаться и педагоги, и члены семьи.

Для родителей воспитывающих детей с нарушением зрения, сотрудничество со специалистами детского сада, включенными в систему сопровождения, расширяет представление о собственной компетентности, придает уверенность в своих силах, способствует пониманию своих возможностей и компенсаторных возможностей ребенка, активному участию в процессе обучения и воспитания. В результате сопровождение ребенка с ОВЗ в комплексной системе «ребенок – родитель – педагог» способствует сохранению и эффективному формированию психологического здоровья ребенка.

К сожалению, большинство родителей осуществляют процесс воспитания детей с нарушением зрения спонтанно, не задумываясь о необходимости специальных подходов к развитию зрительного восприятия, познавательных процессов, личности ребенка.

Возможность родителей влиять на психофизическое развитие, становление личности ребенка со зрительным нарушением, создавать благоприятные условия для предупреждения, коррекции и компенсации вторичных отклонений во многом зависит от степени их просвещенности в вопросах тифлологии.

Задачи родителей

· Создание дома спокойной, доброжелательной атмосферы с теми режимными ограничениями, которые продиктованы состоянием ребенка;

· Постоянное наблюдение за состоянием ребенка;

· Овладение навыками поведения в домашних условиях, посещение консультацй по коррекционному развитию и воспитанию, а также обучение своих детей и закрепление полученных результатов;

· Знание особенностей развития ребенка, формирование адекватной самооценки, правильное отношение к дефекту, умение включать в жизнь ребенка игровую и посильную трудовую деятельность;

Специальные занятия в детском саду с детьми с нарушением зрения сами по себе не гарантируют позитивных изменений в обучении, воспитании и развитии ребёнка. Необходима преемственность работы детского сада и воспитания в семье.

Необходимость тесного сотрудничества родителей в первые годы жизни ребенка с нарушением зрения с педагогами группы и воспитателями очевидна, поскольку роль накопленного багажа знаний в этот период жизни ребенка гораздо значительнее, чем можно себе представить. Если родители это понимают, они гораздо внимательнее относятся к связи между тем, что делают для ребёнка они сами и, той колоссальной работой, которую совершают педагоги, чтобы способствовать преодолению недостатка зрения ребёнка. В этом случае родители стремятся получить необходимую информацию и знания для помощи своим детям.

Ведь еще, Л. С. Выготский подчеркивал, что особенности личности аномального ребенка во многом определяются его положением в семье. Негативные факторы семейного воспитания способны вызвать задержку психического развития, нарушения поведения и личностного развития в целом. В связи с этим помощь семье со стороны специалистов, государства и общества является составной частью любой коррекционной программы.

Совместная работа в системе «педагог — родитель» происходит через следующие формы:

· Индивидуальные тематические консультации – обмен информацией, дающей реальное представление об успехах ребенка в детском саду, его поведении, его проблемах, индивидуальных особенностях.

· Родительское собрание – форма анализа, осмысления на основе данных педагогической науки опыта воспитания.

· Организация «Уголков для родителей».

· Практикум – форма выработки у родителей педагогических умений по воспитанию детей, эффективному расширению возникающих педагогических ситуаций, тренировка педагогического мышления у родителей.

· Дни открытых дверей – цель: ознакомление родителей с новыми методиками обучения, методикой преподавания, требованиями воспитателя, а также с режимными моментами. Такие дни позволяют избежать многих конфликтов, вызванных незнанием и непониманием родителями специфики работы дошкольного образовательного учреждения.

· Родительский тренинг – это активная форма работы с родителями, которые хотят изменить свое отношение к поведению и взаимодействию с собственным ребенком, сделать его более открытым и доверительным. В тренинге должны участвовать оба родителя.

Главная тенденция всех форм работы с родителями — обучать родителей самостоятельному решению жизненных задач.

Все формы и виды совместной работы: воспитателей, педагога-психолога, учителя- дефектолога, учителя-логопеда, родителей и детей, достаточно хорошо отработаны и при сотрудничестве с первых дней пребывания ребенка в детском саду имеют хорошие результаты.

Семья и детский сад имеют свои особые функции и не могут заменить друг друга. Важным условием позитивного взаимодействия является установление доверительного делового контакта между семьей и детским садом, в ходе которого корректируется воспитательная позиция родителей, педагогов, что особенно необходимо при подготовке детей в школу.

Подготовила педагог-психолог Дука А.А.

Май, 2021г.