БДОУ г. Омска "Детский сад № 276 компенсирующего вида"

г. Омск, ул. Анатолия Маркова, 3,
  тел./факс 45-36-56, тел. 45-36-57

Мы в социальных сетях: https://vk.com/omskdetsad276

Оставить отзыв

 
Служба поддержки
Мэр города Омска
Статистика
Зарегистрирована: 29.11.2010

Последнее изменение страницы: 24.09.2021
Поделиться

Консультация для родителей (законных представителей)

Аннотация

Ребёнок с хорошо развитой речью хорошо вступает в общение с взрослыми и сверстниками, понятно выражает свои мысли желания. Речь с дефектами произношения, наоборот, затрудняет взаимоотношения с людьми, задерживает психическое развитие ребёнка и развитие других сторон речи. Артикуляционная гимнастика – это основа правильного звукопроизношения

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА КАК ОСНОВА ПРАВИЛЬНОГО ПРОИЗНОШЕНИЯ

Особое значение правильного звукопроизношения приобретает при поступлении в школу. Одной из причин неуспеваемости учащихся начальной школы по русскому языку называют наличие у детей недостатков звукопроизношения. Дети с дефектами произношения не умеют определить число звуков в слове, назвать их последовательность, затрудняются в подборе слов, начинающихся на заданный звук. Нередко, несмотря на хорошие умственные способности ребёнка, в связи с недостатками звуковой стороны речи у него наблюдается отставание в овладении словарём и грамматическим строем речи и в последующие годы. Дети не умеющие различать и выделять звуки на слух и правильно их произносить, затрудняются в овладении навыками письма. 

К большому сожалению сейчас очень часто в детских садах встречаются дети с нарушениями речи и дети нашего детского сада не исключение. Основной контингент нашего детского сада составляют дети с амблиопией и косоглазием. В силу нарушения деятельности зрительного анализатора, у слабо­видящих детей проявляется своеобразие речевого развития, выража­ющееся в большинстве случаев в нарушении всех структурных ком­понентов языка. Это объясняется тем, что формирование речи таких детей протекает в более сложных условиях, чем у детей с нормаль­ным зрением. Зрительный дефект становится первичным, влияющим на формирование речевых и внеречевых функций. Недостаток активного общения с окружающим миром и взрослыми в доречевой период, небольшие возможности подражательной деятельности, сужение познавательного процесса, уменьшение развития двигательной сферы, средовые условия воспитания обусловливают замедленный темп развития речи детей с нарушениями зрения. Ограничение визуального контроля за языковыми и невербальными средствами общения приводит к тому, что у детей с нарушением зрения проблемы со звукопроизношением (сигматизмы, ламбдацизмы, ротацизм     ы) встречаются в 2 раза чаще, чем в норме.

Для чистого звукопроизношения нужны сильные, упругие и подвижные органы речи – язык, губы, мягкое нёбо. Все речевые органы состоят из мышц. Если можно тренировать мышцы рук, ног, спины и т.д., значит можно тренировать и мышцы языка и губ. Для этого существует специальная гимнастика, которая называется артикуляционной. 

Для достижения наилучших результатов, артикуляционную гимнастику нужно выполнять ежедневно.  Она  играет  важную роль в формировании правильного произношения звуков - это чёткая, точная, координированная работа артикуляционного аппарата (губ, языка, нижней челюсти, мягкого неба).  Артикуляционная гимнастика поможет укрепить мышцы органов речи и подготовит базу для чистого звукопроизношения. Гимнастика органов речи является подготовительным этапом при постановке звуков. Постановкой и автоматизацией звуков должен заниматься только логопед. Некоторые родители почему-то считают, что они смогут воспитать у ребенка правильное произношение, многократно повторяя чистоговорки и скороговорки. Они и не подозревают, что сначала  ребенок должен научиться правильно произносить изолированный звук, затем закрепить его в слогах, словах, а только потом во фразе.

Для занятий дома с родителями предлагается   комплекс  артикуляционная гимнастика, так как  в младшем возрасте это подготовительный этап, который  поможет вашему ребенку достичь правильного звукопроизношения.

Упражнения подбирают в соответствии с дефектом речи ребенка. При подборе упражнений соблюдается определенная последовательность – от простых упражнений к более сложным. Сначала упражнения выполняются в медленном темпе обязательно перед зеркалом. На первых занятиях можно ограничиться и двукратным выполнением упражнения, главное, чтобы оно было выполнено качественно. Затем количество повторений увеличить, доводя до 10-15 раз.

Дорогие родители, вам необходимо самим научиться выполнять артикуляционную гимнастику. Не удивляйтесь, если некоторые упражнения не будут получаться с первого раза даже у вас, ведь для их выполнения необходим определенный навык.  Будьте терпеливы, спокойны и ласковы. Если у ребенка не получается какое-то движение, можно использовать механическую помощь. Ручкой чайной ложки или просто чистым (!) пальцем помогите поднять ребенку язык вверх.

Для того чтобы ребенок нашел правильное положение языка, например, облизал верхнюю губу, намажьте губу вареньем, шоколадом или медом в зависимости от того, что любит ваш ребенок.

Занятия должны проходить в игровой форме, ведь это основная деятельность детей. Можно привлечь любимую игрушку: «Давай покажем зайке, как правильно выполнять гимнастику для язычка». Хорошо бы подобрать к каждому упражнению картинку-образ. Картинка служит ребенку образцом для подражания какому-либо предмету. Любимы детьми сказки про приключения язычка, стихи о язычке.

Хорошо поставленное речевое дыхание обеспечивает ясную дикцию и четкое произношение звуков. Желательно перед  проведением комплекса артикуляционной гимнастики выполнить 1-2 упражнения. Все эти упражнения помогут достичь плавного выдоха и быстрее освоить труднопроизносимые звуки.

Воздух необходимо набирать через нос, плечи не поднимать. Выдох должен быть длительным, плавным. Необходимо следить, чтобы не надувались щеки (на начальном этапе можно прижимать их ладошками). Затем усложните упражнение: во время выдоха язык пусть лежит на нижней губе.

Не переусердствуйте! Достаточно 3-5 повторений. Многократное выполнение таких упражнений может привести к головокружению.

Игры и игровые упражнения для развития речевого дыхания

Футбол

            Из кусочка ваты скатать шарик. Это мяч. Ворота – два кубика или карандаша. Ребенок дует на «мяч», пытаясь  «забить гол», вата должна оказаться между кубиков.

 

Одуванчик

            Упражнение проводится на улице во время цветения одуванчиков. Взрослый предлагает ребенку сорвать отцветший одуванчик и подуть на него так, чтобы слетели все пушинки. Следите за правильностью выдоха! Одуванчик до чего ж

 

Ты на облачко похож.

Страшно даже и взглянуть:

Как бы облачко не сдуть.

                                               Г. Виеру

Ветряная мельница

            Для этой игры необходима игрушка – мельница из песочного набора или вертушка. Ребенок дует на лопасти игрушки, взрослый сопровождает действия малыша стихотворным текстом:                                                                                                                                     Ветер, ветер, ты могуч,                                                                                      Ты гоняешь стаи туч!

                                                                                                                                                                                  А.С. Пушкин

Шторм в стакане

            Для этой игры необходима соломинка для коктейля и стакан с водой. Посередине широкого языка кладется соломинка, конец которой опускается в стакан с водой. Ребенок дует через соломинку, чтобы вода забурлила. Следите, чтобы щеки не надувались, а губы были неподвижны.

 

                      Основной комплекс артикуляционной гимнастики

1.  Лягушка

Улыбнуться, с напряжением обнажив сомкнутые зубы. Удерживать данное положение на счет до пяти. Прикус должен быть естественным, нижняя челюсть не должна выдвигаться вперед.

Вот понравится лягушкам, тянем губы прямо к ушкам. Потяну, перестану и нисколько не устану.

6.       Иголочка

Улыбнуться открыть рот. Высунуть язык наружу острым, как жало. Следить, чтобы кончик языка не загибался вверх.

Маленького роста я, тонкая и острая.

Носом путь себе ищу, за собою хвост тащу.

2.  Хоботок

Губы и зубы сомкнуты. С напряжением вытянуть губы вперед трубочкой. Удерживать их в таком положении на счет до пяти.

Подражаю я слону. Губы хоботком тяну.А теперь их отпускаю и на место возвращаю.

             7.   Лопаточка – иголочка

На счет «раз-два» чередовать упражнения «Лопаточка» и «Иголочка».

Язык лопаткой положи и спокойно подержи.

Язык иголочкой потом  потянем тонким острием.

3.  Лягушка – хоботок

На счет «раз-два» чередовать упражнение «Лягушка» и упражнение «Хоботок».

Свои губы прямо к ушкам растяну я, как лягушка,

А теперь слоненок я, хоботок есть у меня

8.   Часики

Улыбнуться, открыть рот. Кончик языка переводить на счет «раз-два» из одного уголка рта в другой. Нижняя челюсть при этом остается неподвижной.

Наш веселый язычок повернулся на бочок.

Смотрит влево, смотрит вправо…

4.   Окошко

На счет «раз» широко открыть рот (окошко открыто),  на счет «два» закрыть рот (окошко закрыто).

 

9.  Качели

Улыбнуться, открыть рот. На счет 1-2 поочередно упираться языком то в верхние, то в нижние зубы. Нижняя челюсть при этом неподвижна.

На качелях я качаюсь верх – вниз, вверх – вниз.

Я все выше поднимаюсь, а потом – вниз.

                     5.   Лопаточка

Улыбнуться, открыть рот. Положить широкий язык на нижнюю губу. Удерживать в спокойном состоянии на счет до пяти. В этом упражнении важно следить, чтобы нижняя губа не напрягалась и не натягивалась на нижние зубы.

Язык лопаткой положи и под счет его держи:

Раз, два, три, четыре, пять! Язык надо расслаблять!

 

10.  Лошадка

Улыбнуться, открыть рот. Пощелкать кончиком языка, как цокают лошадки. Рот при этом открыт, язык должен быть широким. Следить, чтобы кончик языка не подворачивался внутрь, а нижняя челюсть оставалась неподвижной.

Едем, едем на лошадке по дорожке гладкой

В гости нас звала соседка кушать пудинг сладкий,

 Мы приехали к обеду, а соседки дома нету.

 

Литература

  1. Максаков А.И. Правильно ли говорит ваш ребёнок: Кн. для воспитателя дет. сада. – 2-е изд., испр. / А.И. Максаков. – М.: Просвещение, 2001. -159 с.                        
  2. Максаков А.И., Фомичёва М.Ф. Звуковая культура речи // Развитие речи детей дошкольного возраста / Под ред. Ф.А. Сохина. – М.: Просвещение, 1999. – 223 с.                
  3. Рождественская В.И. Воспитание правильной речи у детей дошкольного возраста / В.И. Рождественская, Е.И. Радина. М.: Просвещение, 1998. – 176 с.               
  4. Фельдберг А.С. Воспитание у детей правильного произношения // Обучение грамоте в детском саду. – М.: Просвещение, 1999. – 144 с.                        

 Подготовила: учитель - логопед Халецкая О.Н.

Сентябрь, 2021 год