Консультация для родителей
Анотация:
В данной консультации для родителей детей с нарушением зрения, посещающих занятия учителя-логопеда, рассказывается, как формируется фонематический слух у детей от рождения до школы, а так же приведены примеры игр для его формирования.
Фонематический слух — это способность человека к распознаванию речевых звуков, представленных фонемами данного языка.
У детей с нарушением зрения формирование фонематического слуха происходит при восприятии устной речи окружающих и, одновременно, при собственном проговаривании слов в соответствии с воспринимаемыми образцами.
От рождения слух малыша не приспособлен к тонкому различению речевых звуков. Эта способность развивается в общении со взрослыми на протяжении первого года жизни, а особенно интенсивно — в полуторагодовалом возрасте. Слух ребенка с нарушением зрения быстро приспосабливается к звукам родного языка т.к. зрительное нарушение мешает полноценному зрительному восприятию окружающих.
В первые недели жизни ребёнка активно формируется слуховое внимание. Ребёнок, услышав звук голоса, перестаёт сосать грудь, перестаёт плакать, когда с ним начинают говорить.
К концу первого месяца жизни младенца его можно успокоить колыбельной песней. К концу третьего месяца жизни он поворачивает голову в сторону говорящего.
С 6 месяцев ребёнок с нарушением зрения путём подражания произносит отдельные звуки, слоги, принимает тон, темп, ритм, мелодику и интонацию речи. В период появления лепета ребёнок пытается подражать речи взрослого. Многократное повторение кинестетического ощущения от определённого движения ведёт к закреплению двигательного навыка артикулирования.
В возрасте от полутора до двух лет происходит чрезвычайное событие — ребенок с нарушением зрения начинает говорить, это самый яркий и самый стремительный период речевого развития. Если раньше он произносил лишь отдельные слова, то теперь он знает от 100 до 300 слов и соединяет их в несложные фразы.
Уже к двум годам дети различают все тонкости родной речи, понимают и реагируют на слова, отличающиеся одной фонемой. Так формируется фонематический слух-способность воспринимать звуки человеческой речи.
От 3 до 7 лет у ребёнка всё более развивается навык слухового контроля за своим произношением, умение исправлять его в некоторых случаях.
К четырём годам в норме ребёнок должен дифференцировать все звуки, то есть у него должно быть сформировано фонематическое восприятие. К тому же времени у ребёнка заканчивается формирование правильного звукопроизношения. При нарушении зрения сензитивный период удлиняется. Формирование правильного звукопроизношения формируется к 5-6 годам.
Важно научить ребенка анализировать то, что он слышит. В дошкольном возрасте ребенок с нарушением зрения вполне готов к тому, чтобы усвоить грамматический ряд языка, научиться узнавать звуки как в начале, так и в конце и, что труднее всего, в середине слова. Некоторые сложности возникают лишь у детей с выраженными логопедическими недостатками, при которых они могут путать различные звуки. Чаще всего в дошкольном возрасте дети с нарушением зрения заменяют звонкие звуки глухими (вместо "дом" - "том"), звук "р" - на "л" и обратно (вместо "три" - "тли") звук "м" на "н" и обратно, шипящие свистящими (вместо "здорово" - "ждорово") и др. Как помочь ребенку в этом? Конечно же, игрой!
Игры для формирования фонематического слуха
у младших дошкольников с нарушением зрения
Узнавание неречевых звуков. Различение на слух неречевых звуков является фундаментом и основой развития фонематического слуха.
- Игра «Угадай, что звучало». Внимательно послушайте с ребенком шум воды, шелест газеты, звон ложек, скрип двери и другие бытовые звуки обязательно проговаривайте что вы слышите. Предложите ребенку закрыть глаза или отвернуться и отгадать, что сейчас звучало.
- Игра «Шумящие мешочки». Вместе с малышом насыпьте в мешочки крупу, пуговицы, скрепки. Ребенок должен угадать по звуку потряхиваемого мешочка, что там внутри.
- Игра «Волшебная палочка». Взяв карандаш или любую палочку, постучите ею по разным предметам в доме. Волшебная палочка заставит звучать вазу, стол, стенку, миску и т. д. Потом усложните задание – пусть малыш отгадывает с закрытыми глазами, какой предмет звучал.
- Игра «Жмурки». Ребенку завязывают глаза, и он двигается на звук колокольчика, бубна, свистка.
- Игра «Похлопаем». Ребенок повторяет ритмический рисунок хлопков. Например: два хлопка, пауза, один хлопок, пауза, два хлопка. В усложненном варианте малыш повторяет ритм с закрытыми глазами.
Различение звуков речи по тембру, силе и высоте.
- Игра «Узнай свой голос». Запишите на кассету голоса близких людей и голос самого ребенка, а потом попросите его угадать, кто сейчас говорит.
- Игра «Громко–тихо». Договоритесь, что малыш будет выполнять определенные действия – когда вы произносите слова громко и когда тихо. Например: «Громко» - хлопать в ладоши, «Тихо» - приседать .
- Игра «Три медведя». Ребенок отгадывает, за кого из героев сказки говорит взрослый. Более сложный вариант – малыш сам говорит за трех медведей, изменяя высоту голоса.
Играя с ребенком, вы не только развиваете фонематический слух, но и способствуете формированию эмоциональной сферы ребенка с нарушением зрения.
Ссылки на ресурсы и литературу:
http://raguda.ru/ds/igry-dlja-razvitija-fonematicheskogo-sluha-u.html
https://www.maam.ru/detskijsad/didakticheskie-igry-dlja-formirovanija-fonematicheskih-procesov.html
Подготовила: учитель - логопед Круглякова Татьяна Анатольевна
Декабрь 2021г.