Консультация для родителей (законных представителей)
Мария Монтессори заметила, что развитие речи и интеллекта тесно связано с тем, насколько сформировано моторное развитие ребенка. Ученые – физиологи подтвердили практическое наблюдение, установив, что центры головного мозга, отвечающие за движение пальцев и за речь, расположены близко друг к другу и проекция кисти руки занимает почти треть площади участка коры головного мозга, отвечающей за двигательную активность! Таким образом, развитие ловкости пальцев нужно нам не только для того, чтобы правильно держать ложку и карандаш, но в первую очередь для того, чтобы у ребенка происходило правильное и более быстрое формирование речевых навыков.
З.Н. Тюбекина выделяет следующие особенности мелкой моторики детей с нарушением зрения: дети не умеют хаотично обследовать предмет, многие дети не умеют работать сразу двумя руками, действуют с предметами пассивно, замедленное переключаемость движений, неточность движений, недостаточная гибкостей кистей и пальцев рук, графические навыки ниже возрастных требований, дети не умеют владеть карандашом, не умеют пользоваться ножницами. У большинства детей пальцы мало подвижны, движения их отличаются неточностью или несогласованностью.
Особенности организации работы с детьми с нарушением зрения:
1) включение различных упражнений для рук (самомассаж, пальчиковые игры и т. д.);
2) ознакомление детей с приёмами выполнения различный предметно-практической деятельности, развивающую мелкую моторику (осязательное или осязательно-зрительное обследование предметов, графические упражнения, штриховка, обводка контуров);
3) темп работы медленный;
4) частый отдых для глаз;
Существует несколько эффективных способов развития мелкой моторики:
Игры с мелкими предметами
Совершенствованию моторики рук ребенка способствуют специальные упражнения с разнообразными подручными предметами (бельевыми прищепками, маленьким мячиком, цветными резиночками), складывание фигур и орнаментов из цветных палочек, геометрических фигур. Хотелось бы отметить, что бесценным материалом для развития внимания, мышления ребенка, а также движений пальцев его рук являются игры с мозаикой, разрезными картинками, конструктором.
Колючий мячик.
Ребенок катает мячик между, сверху ладоней, приговаривая:
«Что ж ты еж такой колючий?
- Это я, на всякий случай.
Видишь, кто мои соседи ?
- волки, лисы и медведи».
С карандашом:
Ребенок катает карандаш между ладонями, пальцами, приговаривая:
«Карандаш в руках катаю, между пальчиков кручу. Непременно каждый пальчик быть послушным научу»
«Сортируем крупы», «Раскладываем камешки по цвету»
Сортируем пуговицы по размеру, цвету. Подбираем колеса к паровозу из крышек.
Играя с мелкими предметами (под внимательным присмотром взрослых) дети развивают не только мелкую моторику, но и пространственно - образное мышление, тактильную чувствительность и творческие способности ребенка.
«Найди в крупе»
У этой игры есть несколько вариаций. Можно просто спрятать предметы в крупе и попросить малыша их найти. Прятать в крупе фигурки, а найдя их – проталкивать в соответствующее отверстие.
Игры с бусинами, макаронами, разнообразное нанизывание отлично развивает руку. Нанизывать можно все, что нанизывается: пуговицы, бусы, рожки и макароны, сушки и т.п.
Пальчиковые игры
– это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев.
Примеры:
Сжимание – разжимание кулачков.
Дети вытягивают руки вперед, сжимают и разжимают кулачки .
Повторяют упражнение несколько раз.
***
Напряжение – расслабление пальцев.
Дети сплетают пальцы, соединяют ладони и стискивают их как можно сильнее. Потом опускают руки и слегка трясут ими.
***
Разные движения пальцами.
Дети сжимают оба кулачка, вытягивают указательные и средние пальцы, как бы образуя две пары ножниц. Затем начинают “резать” ими воображаемую бумагу.
Подготовила:Бодимер Алёна Андреевна, учитель-дефектолог группы «Колокольчик»
Январь, 2022 г.