Природа – неиссякаемый источник духовного обогащения. Любовь к своей семье, своей Родине и родному краю закладывается в дошкольном детстве. У дошкольников с нарушением зрения из-за недостатка сенсорного опыта запаздывает раннее формирование культуры ребенка, его личности, из-за нарушения целостного восприятия затруднены процессы осмысления и формирования зрительных образов. Природа обладает большими познавательными и речевыми возможностями: она даёт возможность безмерно расширять кругозор ребенка, формировать умение сравнивать, сопоставлять, анализировать, выявлять закономерности, делать выводы.
Результат экологического воспитания – экологическая культура личности. Составные экологической культуры личности дошкольника – знания о природе и их экологическая направленность, умение использовать их в реальной жизни, поведении, разнообразной деятельности (познавательной, игровой, трудовой и др.).
Экологическое воспитание детей с нарушением зрения, направлено на решение следующих задач:
- создание условий для формирования у ребёнка экологической культуры;
- развитие у детей дошкольного возраста экологических представлений, знаний о ценности природы и правилах поведения в ней;
- формирование умений разнообразной деятельности в природе и становления экологически ориентированного взаимодействия с её объектами;
- накопление детьми эмоционально-позитивного опыта общения с природой.
Решаем эти задачи посредством современных образовательных и коррекционно-развивающих технологий в работе с детьми с нарушением зрения.
Одной из развивающих технологий является игра. Игра для ребенка с нарушением зрения становится не только основной формой развития, но и средством коррекции разных видов деятельности. Играя, дети учатся отображать жизнь взрослых, у них формируются такие умения, с помощью которых дети со зрительной патологией самоутверждаются в среде сверстников.
Использование игры как средства экологического воспитания детей с нарушением зрения важно по следующим причинам:
- она развивает познавательные способности и речь, способствует становлению личности, сохранению здоровья, кроме того, соответствует потребностям детей в общении, познании и движении, поэтому она широко используется в экологическом воспитании, как и в других его направлениях;
- доставляет радость ребенку, поэтому познание природы и общение с ней, проходящие на фоне игры, особенно эффективны; игра создает оптимальные условия для воспитания и обучения;
- ставит взрослого и ребенка в партнерские отношения; все игровые действия предусматривают психологическую защищенность ребенка, его эмоциональный комфорт;
- в игровой комплекс включаются игры на развитие разных анализаторных систем (слух, зрение, осязание, обоняние и др.);
- экологические знания, полученные в игре и вызвавшие эмоциональную реакцию у детей, лучше входят и активнее используются в их самостоятельной игровой деятельности, чем знания, воздействие которых затрагивает лишь интеллектуальную сторону личности ребенка.
Детям можно предложить следующие сюжетно-ролевые игры: «На улицах города», «Овощной магазин», «Подводный мир», «На лесной поляне», «В гостях у Лесовичка», «Здравствуй, здравствуй, добрый лес», «На ферме», «В саду –в огороде» и др.
Экскурсия - одна из форм общения детей с природой. Организовать прогулки и экскурсии можно в разное время года, в парк, в сквер, в места расположенные рядом с детским садом, в городской парк, на набережную. Обязательно заранее необходимо продумать цель, вопросы детям, оборудование, игры, задания, провести предварительную беседу с детьми.
Также педагогам предлагаем провести экскурсии по темам: «Разноцветные краски осени», «Хмурая осень», «Путешествие в зимний лес», «Путешествие в весенний парк». Во всех экскурсиях активное участие должны принимать родители. Свои впечатления дети могут отражать в рисунках, составлять описательные рассказы об увиденном.
При проведении занятий по экологическому воспитанию с детьми с нарушением зрения обязательное использование специального наглядного материала: картин, реальных предметов и игрушек, сказочных персонажей и т.д. При работе с наглядным материалом необходимо соблюдать следующие требования:
- При восприятии картин детям предоставлять возможность рассматривать их более длительное время 3-5 минут.
- Детям с низкой остротой зрения предлагать посмотреть картину вблизи.
- Во время ответа на вопросы дети должны подходить к картине. Картина должна быть: контрастной; лаконичной, без лишних деталей; с ясным композиционным построением; с насыщенными по тону цветами; иметь простые формы изображения.
- Постоянное оречевление увиденного.
- Демонстрировать картину на фоне (лучше зеленого цвета).
- По возможности картине должен предшествовать натуральный объект.
- Посадка детей при рассматривании картины (фронтальной) полукругом, источник света сзади.
- Дети отвечают не вставая, чтобы не нарушать фиксацию взора.
- Величина демонстрационных объектов должна быть не менее 15-20 см (при использовании натуры не менее 20-25 см).
В настоящее время в образовательном процессе дошкольных учреждений широко применяются информационно-коммуникационные технологии (ИКТ). Особенностью ИКТ является работа с образами предметов, что соответствует физиологически обусловленному для старших дошкольников переходу от наглядно-предметной к наглядно-образной форме мышления. Для знакомства детей с природными богатствами родного края педагогам предлагается использование обучающих презентаций по темам: «Бабочки», «Путешествие в удивительный мир животных», «Самые необычные птицы», «Подводный мир», «Реки», «Красная книга Омской области», «Родные просторы», «Друзья, которые всегда рядом», «Лекарственные растения».
Ни самый яркий рассказ, ни картинки не могут в этом возрасте заменить непосредственного общения с природой. Большое значение необходимо уделяем обогащению зрительного опыта. Через общение с природой обогащается речь ребенка, делая ее разнообразной, выразительной. У детей крепнет такое бесценное свойство человека, как любознательность, наблюдательность, что в свою очередь порождает массу вопросов, требующих ответов. У дошкольников с патологией зрения зрительное обследование и выделение признаков явлений природы происходит следующим образом.
Таким образом, при работе по развитию экологического воспитания, используя предложенные формы работы у дошкольников с нарушением зрения мы ожидаем следующий результат: при зрительном сравнении предметов окружающего мира повышается устойчивость зрительного внимания, улучшается зрительная память, стимулируется развитие всех зрительных функций, а также положительно влияет на развитие их познавательной деятельности, они становятся более активными и самостоятельными. Дети начинают понимать важность и роль зрения в их жизни, осознавать, что с помощью зрения они могут многое узнать об окружающем мире. Используя различные современные образовательные технологии, можно сделать эту работу увлекательной и максимально эффективной.
Составила: воспитатель Холодова А.С.
Февраль 2022 г.