БДОУ г. Омска "Детский сад № 276 компенсирующего вида"

г. Омск, ул. Анатолия Маркова, 3,
  тел./факс 45-36-56, тел. 45-36-57

Мы в социальных сетях: https://vk.com/omskdetsad276

Оставить отзыв

 
Служба поддержки
Мэр города Омска
Статистика
Зарегистрирована: 29.11.2010

Последнее изменение страницы: 05.04.2022
Поделиться

Осязание – это процесс комплексного восприятия организмом воздействия механических, температурных и других внешних факторов, осуществляемый с помощью рецепторов, расположенных на коже, мышцах, сухожилиях, суставах, а также слизистых оболочках языка, губ и др.

Познание окружающей действительности начинается с анализа той информации, которую ребенок получает при визуальном наблюдении. В условиях нарушенного зрения восприятие детьми окружающего мира протекает на суженной сенсорной основе.

Выделяют четыре вида основных осязательных ощущений:

-тактильные;

-тепловые;

- холодовые;

- болевые.

Осязание помогает ребенку, имеющими нарушение зрения получить больше информации из окружающего мира и пространственных (восприятия их величины и формы) и физических (плотность, гладкость, упругость, температура) свойствах предметов. Кроме того, осязанием, ребенок с нарушением зрения дополняет, расширяет и проверяет информацию, полученную при помощи других анализаторов.

Выделяют пять основных движений, способствующих развитию осязания у детей с нарушением зрения:

  1. Прикосновение позволяет убедиться в наличии предмета, его температура.
  2. Постукивание (удары пальцами или пальцем по предмету)дает возможность получить информацию о свойствах материала (постукивание по стеклу, металлу, пластмассе, картоне).
  3. Взятие предмета в руки помогает обнаружить особенности поверхности, вес, форму и тд.
  4. Подавливание дает возможность определить мягкость-твердость предмета, эластичность материала изготовления.
  5. Ощупывание (приемы ощупывания: обхватом, потиранием, поглаживанием, круговыми движениями, мнущими движениями).

Для того, чтобы ребенок с нарушением зрения в процессе взаимодействия с окружающей действительностью учитывал определенную ограниченность зрительного восприятия и самостоятельно дополнительно использовал тактильную чувствительность, необходимо сформировать у него представление об особенностях собственного зрительного восприятия и тактильных ощущениях.

Подобранные мною упражнения позволят детям с нарушением зрения осознать зависимость полноты и адекватности отражения окружающей действительности от состояния зрительных функций.

Дидактические игры и упражнения, направленные на развитие осязания у детей  старшего дошкольного возраста с нарушением зрения

Игра «Найди пару»

Цель: развитие поисковых движений кисти руки, дифференцировка поверхности, выполненной из разных материалов, осуществление действий по цветовому или осязательному сигналу, развитие внимания

Оборудование: парные пластины 30х60 мм с различными поверхностями (бархат, фланель, наждак, фольга и тд.)

Ход игры: ребенку дается одна пластина, он должен найти пару. По мере усвоения игры здания усложняются: детям предлагается найти пары пластин самостоятельно.

Игры «Липкие материалы (хамелеоны)»

Цель: учить различать свойства и поверхности предметов (гладкая-шершавая-колючая и тд).

Оборудование: съедобные материалы-тесто, мармелад, густое варенье, мусс, желе, шоколадная паста; несъедобные материалы-глина, пластилин, песок и тд).

Ход игры: определить ,какой из материалов самый липкий, какой пластичный.

Игра «Вода»

Цель: учить различать температурные различия.

Оборудование: брызгалка, емкость с водой, душ, шланг, лейка.

Ход игры: взрослый брызгает на лицо, ладонь и другие части тела ребенка, меняя количество разбрызгиваемой воды, силу струи, температуру воды. Задание: определи температуру воды (холодная-горячая-теплая).

Для развития осязания и мелкой моторики используют различные виды деятельности:

- конструирование из кубиков домиков, башенок по образцу;

- раскладывание и складывание разборных игрушек;

- складывание из камушков, пуговиц;

- застегивание и расстегивание различных видов рамок и тд.

Следовательно, тактильную чувствительность необходимо развивать путем тренировок и упражнений органов чувств в условиях целенаправленной деятельности. Такой подход позволяет ребенку с нарушением зрения накопить чувственный опыт и обогатить его представления в окружающем миру.

Учитель-дефектолог: Сахаева Алсу Фидаиловна

Март, 2022Г.