Осязание – это процесс комплексного восприятия организмом воздействия механических, температурных и других внешних факторов, осуществляемый с помощью рецепторов, расположенных на коже, мышцах, сухожилиях, суставах, а также слизистых оболочках языка, губ и др.
Познание окружающей действительности начинается с анализа той информации, которую ребенок получает при визуальном наблюдении. В условиях нарушенного зрения восприятие детьми окружающего мира протекает на суженной сенсорной основе.
Выделяют четыре вида основных осязательных ощущений:
-тактильные;
-тепловые;
- холодовые;
- болевые.
Осязание помогает ребенку, имеющими нарушение зрения получить больше информации из окружающего мира и пространственных (восприятия их величины и формы) и физических (плотность, гладкость, упругость, температура) свойствах предметов. Кроме того, осязанием, ребенок с нарушением зрения дополняет, расширяет и проверяет информацию, полученную при помощи других анализаторов.
Выделяют пять основных движений, способствующих развитию осязания у детей с нарушением зрения:
- Прикосновение позволяет убедиться в наличии предмета, его температура.
- Постукивание (удары пальцами или пальцем по предмету)дает возможность получить информацию о свойствах материала (постукивание по стеклу, металлу, пластмассе, картоне).
- Взятие предмета в руки помогает обнаружить особенности поверхности, вес, форму и тд.
- Подавливание дает возможность определить мягкость-твердость предмета, эластичность материала изготовления.
- Ощупывание (приемы ощупывания: обхватом, потиранием, поглаживанием, круговыми движениями, мнущими движениями).
Для того, чтобы ребенок с нарушением зрения в процессе взаимодействия с окружающей действительностью учитывал определенную ограниченность зрительного восприятия и самостоятельно дополнительно использовал тактильную чувствительность, необходимо сформировать у него представление об особенностях собственного зрительного восприятия и тактильных ощущениях.
Подобранные мною упражнения позволят детям с нарушением зрения осознать зависимость полноты и адекватности отражения окружающей действительности от состояния зрительных функций.
Дидактические игры и упражнения, направленные на развитие осязания у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения
Игра «Найди пару»
Цель: развитие поисковых движений кисти руки, дифференцировка поверхности, выполненной из разных материалов, осуществление действий по цветовому или осязательному сигналу, развитие внимания
Оборудование: парные пластины 30х60 мм с различными поверхностями (бархат, фланель, наждак, фольга и тд.)
Ход игры: ребенку дается одна пластина, он должен найти пару. По мере усвоения игры здания усложняются: детям предлагается найти пары пластин самостоятельно.
Игры «Липкие материалы (хамелеоны)»
Цель: учить различать свойства и поверхности предметов (гладкая-шершавая-колючая и тд).
Оборудование: съедобные материалы-тесто, мармелад, густое варенье, мусс, желе, шоколадная паста; несъедобные материалы-глина, пластилин, песок и тд).
Ход игры: определить ,какой из материалов самый липкий, какой пластичный.
Игра «Вода»
Цель: учить различать температурные различия.
Оборудование: брызгалка, емкость с водой, душ, шланг, лейка.
Ход игры: взрослый брызгает на лицо, ладонь и другие части тела ребенка, меняя количество разбрызгиваемой воды, силу струи, температуру воды. Задание: определи температуру воды (холодная-горячая-теплая).
Для развития осязания и мелкой моторики используют различные виды деятельности:
- конструирование из кубиков домиков, башенок по образцу;
- раскладывание и складывание разборных игрушек;
- складывание из камушков, пуговиц;
- застегивание и расстегивание различных видов рамок и тд.
Следовательно, тактильную чувствительность необходимо развивать путем тренировок и упражнений органов чувств в условиях целенаправленной деятельности. Такой подход позволяет ребенку с нарушением зрения накопить чувственный опыт и обогатить его представления в окружающем миру.
Учитель-дефектолог: Сахаева Алсу Фидаиловна
Март, 2022Г.