Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать.
Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться.
Л.А. Венгер
На основании обобщения опыта работы ряда психологов по вопросам готовности к школьному обучению, можно выделить такие критерии школьной зрелости, как интеллектуальная, эмоциональная и социальная зрелость.
Готовность к школьному обучению проявляется в определённом уровне интеллектуального развития, сформированной мотивацией к школьному обучению, а также в развитии эмоционально-волевой и социальной сферы.
Интеллектуальная зрелость
Интеллектуальная зрелость дошкольника и первоклассника проявляется в способности самостоятельно, без родителей, ориентироваться в реалиях школьной жизни. Это и навыки самообслуживания, умение организовать свой день (не забыть про уроки), умение решать сложную проблему (что-то потерял, забыл или потерялся сам и т.д.), умение взаимодействовать с детьми и взрослыми и т.д.
Необходимо различать эрудированность (общую осведомлённость) и интеллект. Эрудированность ребенка с нарушением зрения не является показателем наличия или отсутствия интеллектуальной готовности к школе.
Что нужно знать и уметь будущему первокласснику?
Важно, чтобы у ребенка с нарушением зрения было хорошо развито восприятие, чтобы ребенок мог выделять фигуру из фона, умел сконцентрироваться на тексте задания и не отвлекаться на картинку. Развивать восприятие можно с помощью следующих игровых заданий: «Лабиринты», «Путаницы», на которых изображены перепутанные контуры картинок. Все это помогает ребенку быть внимательным.
Умение воспроизводить образец.
Развитая зрительно-моторная координация – это необходимое условие для успешного обучения письму. Если у ребенка с нарушением зрения рука готова к письму, то он быстро и легко научится писать буквы и цифры. Поэтому для подготовки руки к письму, необходимо ребенку рисовать, штриховать, раскрашивать, срисовывать.
Концентрация. Устойчивость, переключаемость внимания.
У дошкольников слабо развито произвольное внимание. Дети не могут долго концентрироваться на одном задании. Именно поэтому одно занятие у дошкольников длится от 10-15 минут в раннем дошкольном детстве и до 25 минут в старшем дошкольном возрасте. Внимание – психический процесс, который развивается в течение жизни человека и связан с созреванием головного мозга. Бессмысленно требовать от ребенка 5 лет быть внимательным в течение 45 минут. Если ребенок нарушением зрения не может выполнят монотонные задания и отвлекается, это могут быть особенности, присущие данному возрасту.
Так же у ребенка с нарушением зрения поступающего в школу, должно быть развито мышление. Мышление как психический процесс проявляется в умении находить связи между явлениями. Результатом мышления является какая-то идея, мысль. Выделяют ряд мыслительных операции: анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстрагирование, суждение.
Анализ – мысленное расчленение предмета или явления на составные части, элементы. У ребёнка дошкольного возраста с нарушение зрения анализ, как операция мышления еще не развит
Синтез – процесс практического или мыслительного воссоединения целого из частей или соединения различных сторон объекта в единое целое.
Анализ и синтез – взаимодополняющие операции. Задания для развития операций анализа и синтеза. Ребенку предлагают образец, например, кораблик, состоящий из простых геометрических фигур и набор геометрических фигур. Ребенок должен из большого числа геометрических фигур выбрать те, из которых состоит образец.
Сравнение – мысленное соотнесение каких-либо объектов друг с другом и выделение в них общих и различных признаков. Задания на развитие операции сравнения: ребенок с нарушением зрения может сравнивать предметы по цвету форме, размеру.
Обобщение – мысленное соотнесение и выделение общего в двух или более явлениях и ситуациях. Дошкольник 6-7 лет может обобщать на простом уровне. Например, стул, стол, кровать – это мебель; платье, юбка, рубашка – одежда и т.д.
Абстрагирование – это сложная операция мышления, которая будет далее развиваться по мере взросления ребенка и не так уж важна при поступлении ребенка в школу в отличии от операций суждения и умозаключения.
Суждение – форма мышления, в которой утверждается связь между предметом и его признаком, отношения между предметами или факт существования предмета. В старшем дошкольном возрасте ребенок с нарушением зрения рассуждает так, например: «Кошка – это домашнее животное, которое пьет молоко и мяукает»
Умозаключение – характеризуется выводом на основе правил логики заключения или следствия из нескольких суждений.
Развитое мышление в большей степени способствует хорошей успеваемости ребенка, нежели память. Важнее систематизировать материал и осмысленно его запоминать. Дети с хорошей памятью чаще запоминают материал механически, не углубляясь в его содержание. И наоборот, дети, которые не обладают блестящей памятью, усваивают материал лучше, так как стараются анализировать его, выделять главное. Усвоение логических связей между предметами и явлениями также связано с созреванием структур головного мозга.
Эмоционально-волевая готовность к школьному обучению (эмоциональная зрелость)
Эмоциональна-волевая зрелость проявляется в том, что у ребенка с нарушением зрения становится меньше импульсивных реакций, он может длительное время выполнять не очень привлекательное для него задание. Умение ребенка регулировать свое поведение, свое эмоциональное состояние, управлять собой - это важное умение для успешного обучения в школе. Эмоционально-волевая зрелость имеет следующие характеристики, которыми должен владеть будущий школьник:
- умеет владеть собой, своими действиями;
- проявляет выдержку и терпение;
- подчиняется нормам, требованиям и правилам;
- умеет владеть своим эмоциональным состоянием.
Эмоциональна-волевая готовность к школьному обучению может считаться сформированной, если ребенок с нарушением зрения умеет ставить перед собой цель, может принимать решения, намечать план действий и предпринимать усилия к достижению собственной цели, к реализации собственного плана. Каким образом готовится ребенок к тому, чтобы выполнять требованием учителей и подчиняться распорядку дня. Самое главное - это естественный рост ребенка. Ребенок растет, созревает его головой мозг. Созревают лобные доли, которые отвечают за самоконтроль, за волевые действия. Целенаправленно учить ребенка сидеть за партой и выполнять скучные здания не имеет смысла. Ребенок с нарушением зрения может научиться волевому поведению в процессе жизни, когда помогает родителям по дому (убирает игрушки, подметает пол и т.д.) - все это волевые действия, требующие определенных усилий. Чтобы научить ребенка выполнять задания и доводить начатое до конца, нужно просто заниматься с ним обычными делами, такими как приготовлением пищи, уборкой, рукоделием. Ребенок с нарушением зрения может оказывать посильную помощь в саду или огороде. Те дети, которые умеют решать жизненные задачи и достаточно самостоятельны, смогут быстрее адаптироваться в новых условиях школы быстрее. Ребенок, который живет обычной нормальной жизнью, имеет небольшие обязанности по дому (накормить кота, убрать свои вещи, помочь накрыть на стол, убрать свои игрушки и т.д.) готовится к школе более эффективно, чем тот ребенок, который сидит за партой и пишет буквы. Умеет ли ваш ребенок соблюдать правила? Готов ли выполнять требования педагога? Умеет ли слушать и слышать других? Если нет, то этому можно научиться. Помогут в этом игры с правилами. Именно в игре развиваются все стороны психики ребенка: он учится быть внимательным и наблюдательным, учится ждать своей очереди, развивается скорость реакции. Поэтому очень важно как можно больше ИГРАТЬ с дошкольниками в самые разные игры.
Мотивационная готовность к школьному обучению
Большинство дошкольников положительно отвечают на вопрос о том, хотят ли они в школу. Но чаще мотивом к поступлению в школу являются
внешние атрибуты школьника (новый портфель, пенал, ручки, карандаши и т.д.) либо желание ребенка быть похожим на значимого сверстника (брата, сестру, друга и т.д.). Эти мотивы не являются маркером готовности к школьному обучению. Мотивационная готовность проявляется в том, что ребенок с нарушением зрения должен принять свой новый статус, свою новую социальную роль – роль ученика. При этом любая роль требует соблюдения, выполнения определенных правил и требований. Так школьник должен приходить в школу в определенное время, учить уроки, иметь с собой необходимые школьные принадлежности. Для этого ученик должен воспринимать школу не как развлечение и свою роль не только как изменение внешности (форма, портфель и т.д.) Ученик должен включиться в новые социальные отношения. Кроме того мотивационная готовность проявляется в том, что у ученика формируется интерес к познавательной деятельности. Игровой мотив все равно еще может оставаться ведущим, но важно, чтобы он не мешал познавательной деятельности ребенка. То есть ребенок должен уметь регулировать свои желания и отложить игру на время уроков и выполнения домашнего задания.
ИТАК: готовность ребенка с нарушением зрения к школе – это не значить научить его читать и наполнять его знаниями из различных областей науки. Подготовить ребенка с нарушением зрения к школе – это значить подготовить его к изменениям, которые произойдут в его жизни.