Для детей дошкольного возраста с нарушением зрения хорошо «работают» простые и позитивные способы быстро увлечь и побудить ребенка сделать то, что вам нужно. И главный из них - это вовремя переключить внимание ребенка, пока ситуация не успела перерасти в критическую. Отвлечение внимания как действенный способ предотвращения капризов и истерик активно используется еще с самых давних времен. Поэтому, заметив предвестники зарождения данного состояния или почувствовав изменения эмоционального фона ребенка, надо переключить его внимание и заинтересовать чем-то.
Каждый день родители во всем мире придумывают все новые и новые его формы, добиваясь таких результатов, о которых они раньше и не мечтали. Стоит, правда, признаться, что некоторым родителям переключение внимания дается нелегко и многие как-то внутренне сопротивляются этому.
Маленьких детей чрезвычайно легко увлечь чем-то новым. Благодаря этому можно занять их чем-нибудь увлекательным и избежать неприятных сцен в 95 % случаев. Кроме того, переключать внимание детей - это просто очень весело и интересно. И лучше это делать в игровой форме. Совсем маленьких детей отвлечь очень легко, например игрушкой или другим, желанным для них предметом. Но как только дети подрастут. Тут понадобится более творческий подход, чтобы сосредоточить их внимание на чем-то другом.
Главная ошибка многих взрослых, в том, что мы зачастую очень серьезно относимся к процессу воспитания.
Если вы заглянете в свое детство, то обязательно вспомните, что когда были маленькими, то почти все время играли. И это так и есть, ведь игра - ведущая деятельность дошкольного возраста. Поэтому и со своими детьми вам можно многого добиться просто играючи. Как только вы привыкнете пользоваться этими игровыми приемами, то договариваться с ребенком вам станет легче.
Но если вам, взрослому, самому играть скучно, несолидно и неинтересно, то это и «не сработает» с вашим ребенком.
Итак, как можно достаточно легко отвлечь ребенка?
- Прием «Говорящая вещь».
Например, в ситуациях, когда ваш ребенок не хочет одеваться и начинает капризничать, вы начинаете разговаривать с ним от имени той вещи, которую надо на него одеть. Возьмите колготки ребенка, наденьте их на руку (как будто это кукла в кукольном спектакле) и рассказывайте: «Привет, это мы, зеленые колготки с динозавриками, нам так хочется поездить на тебе. Смотри, как мы умеем летать и приземляемся прямо на ножки (имя ребенка)».
Точно так же во время еды можно разговаривать с ними от имени голубой чашечки или маленькой вилочки. Дети всегда слушают такие слова с интересом, а когда совсем маленькие, то даже могут в это поверить. А если возрастом постарше, им становится просто весело, и они принимают ваши правила игры.
Главное в этом приеме в том, что предмет, от имени которого вы разговариваете, нужно обязательно держать перед собой (чтобы ребенок не отождествлял маму и предмет), и говорить не вашим обычным голосом, а измененным, смешным, игрушечным.
2.Прием «Включите фантазию».
Маленьким детям можно рассказывать любые небылицы, и они всегда в них поверят. Заметив, что ваш ребенок вот-вот раскричится, повернитесь в сторону, приложите палец к губам и скажите: «Ш-ш-ш!» А затем театральным тоном спросите, а не слышал ли он чего-то.
Потом прошепчите имена любимых персонажей мультфильма, словно увидели их, и подползите с малышом к окну, чтобы посмотреть на них. Можно предлагать посмотреть на любых героев, которые нравятся вашему ребенку.
Можно представить каприз как нечто чуждое ребенку и сказать: «Ой, смотри, какая к тебе Злюка-Капризка прилетела! Вон, на плече сидит. Давай ее прогоним. Может, водой смоем или в мешок посадим? А может быть, ты ее нарисуешь?»
Или, допустим, у начинающего капризничать в магазине ребенка можно поинтересоваться: «Витя, не пробегал ли тут рядом динозавр? Пойдем, вместе поищем его». В этот момент, как бы смешно это ни выглядело, если вам необходимо выбирать между погоней по магазину за динозавром и публично закатанной ребенком истерикой, то проще и - главное - интереснее устроить игру, чем потом очень долго успокаивать кричащего. А по пути, если вы умеете быстро выбирать продукты, можно успевать и складывать их в корзину.
- Прием « Завлекающее быстроговорение».
Бывают такие ситуации, когда вам нужно очень быстро отвлечь ребенка, увести его, например, из магазина, быстро одеть или раздеть. И для долгих объяснений часто совсем нет времени. С помощью историй и сказок очень легко заинтересовать и отвлечь ребенка в совершенно в разных ситуациях, а мы, взрослые, об этом совершенно забываем. Быстро и выразительно рассказываем ребенку какую-то невероятно занимательную историю. Ваша задача заключается в том, чтобы, когда вы выполняете какие-то действия, одеваете ребенка или выбираете продукты, рассказывать ему историю, может быть, даже, если вы не облагаете хорошей фантазией, совершенно не имеющую смысла. Главное - рассказывать быстро, эмоционально и экспрессивно.
4.Прием «Непонятные слова».
Точно так же, как и в предыдущем приеме, на ребенка могут оказать гипнотизирующее действие некоторые слова, смысла которых он не понимает. Что происходит, когда кто-то обращается к нам на незнакомом, иностранном языке? Мы начинаем его внимательно слушать, пытаясь понять, что нам хотят сказать.
Такую же реакцию у детей может вызвать и поведение взрослых, когда они начинают произносить различные непонятные ему слова. Например, такие как: глинтвейн, харизма, индукция, куруку, электроэнцефалография, изобутилацетат, гидроаэроионизация, абстракция, перпендикуляр, эмпирический, бибабо, гандикап, кронштейн, парабола, генезис, онтогенез, водогрязеторфопарафинолечение... И посмотрите при этом на реакцию ребенка!
- Прием «Шутка».
В некоторых случаях утихомирить распоясавшегося и скандалящего ребенка поможет обычная шутка. Допустим, ребенок не хочет возвращаться домой с детской площадки. «Ой, кто это в земле застрял? Репка? Тянем-потянем... Крепко сидит. Придется позвать бабку, Жучку и внучку. Звать?» Ребенок сначала удивится, прислушается, потом улыбнется и включится в игру.
Важное «но»! Шутка никогда не должна быть для ребенка обидной. Можно посмеяться над ситуацией, но не над поступками, характером или внешностью ребенка.
- Прием «Собственный пример».
Всем известно, что легче всего научиться чему-то, если тебе показали, как это делается, а потом ты учишь этому другого человека. Точно так же происходит и с детьми. Если ребенок не очень любит сам одеваться, предложите ему, чтобы он показал своей любимой игрушке, как нужно быстро и хорошо умываться или одеваться. В этом случае он станет с большим желанием выполнять необходимые действия.
- Прием «Все наоборот, или Вредные советы».
Особенно хорошо этот прием подходит для тех детей, которые часто упрямятся, спорят и хотят все делать наоборот. И это желание ребенка все делать «вопреки» можно использовать в игровой форме.
Например, когда вам нужно, чтобы ребенок надел тапочки, можно сказать ему: «Видишь те тапочки? Не надевай их, я тебе их не разрешаю надевать». Как правило, ребенок, захочет все сделать наоборот и наденет их.
По этому же принципу можно запрещать все то, что вы хотите, чтобы ребенок сделал.
«Не пущу тебя чистить зубы, не дам зубную щетку. Сегодня нужно лечь спать с грязными зубами!»; «Не разрешаю тебе кушать эту котлетку»; «Не трогай тарелочку!»; «Эту шапку нельзя надевать. Гулять пойдем раздетыми, будем закаляться».
Дети в основном, конечно, понимают, что их родители так шутят, но желание сделать «наоборот» обязательно берет у них вверх.
8.Прием-игра «Замри-отомри».
Кроме достижения мгновенного эффекта, следующие игры помогут ребенку учиться себя контролировать.
Например, по вашей команде «День!» попросите ребенка прыгать, бегать, а по команде «Ночь!» пусть он притворяется спящим. Или пусть ребенок представляет, что он мышка и бегает-играет, пока вы не скажете: «Кошка идет!».
Можно также договориться с ребенком, что, как только вы нажмете ему на нос, он сразу «выключится». Эту идею можно расширить, нарисовав пульт управления (или даже используя ненужный телевизионный пульт). Нажимайте кнопку на пульте и говорите: «Уменьшаю громкость» («выключаю звук», «включаю замедление»). Или игра «Шторм-штиль». Она не требует полного замирания, «штиль» - это тихие, плавные движения, шепот.
Итак, главная задача любого родителя - быть сильным и эмоционально стойким. Нужно, во-первых, не бояться детских капризов и истерик, а во-вторых, быть всегда готовым с ними справиться.
Дорогие родители!
Воспитывая детей, пожалуйста, всегда помните: «Ребенок нуждается в вашей любви больше всего именно тогда, когда он меньше всего ее заслуживает».
Подготовила: педагог-психолог Жданова Галина Владиславовна
Март, 2023г.